Найти тему
Музей Будущего

Мурашки бегут по спине. Как изображали ядерные взрывы в ранней фантастике

Художник Эд Валигурски (1957)
Художник Эд Валигурски (1957)

Опьянённые новыми возможностями и сладкими обещаниями научно-технического прогресса и атомной эпохой в дизайне, люди в 1945 вдруг поняли, что у монеты есть обратная сторона. Правда, тогда это в полной мере почувствовали только японцы, а вот до остального мира мысль доходила ещё несколько лет.

В августе 1950 года в престижном американском журнале Collier’s вышла статья, от которой протрезвела вся его многотысячная аудитория: "Хиросима. США". Я снимаю шляпу перед иллюстраторами, Чесли Боунстеллом и Бёрни Леттиком. От Манхэттена, потонувшего в ядерном огне, у меня бегут мурашки по спине:

Художник Чесли Боунстелл, 1950
Художник Чесли Боунстелл, 1950

Предыстория статьи позволяет увидеть, что творилось в сознании американцев того периода:

Уже пять лет мир живет со страшным осознанием того, что атомная война возможна. С сентября 1949 года, когда президент публично объявил, что русские тоже произвели атомный взрыв, мы знаем, что против нас может быть совершено нападение с применением атомного оружия.

Идея о бомбе, которая теперь по одному приказу, по нажатию одной кнопки может стирать с лица Земли целые города, не могла не проникнуть в фантастику. И я задался целью собрать арт, посвящённый ядерным взрывам.

Художник Дин Эллис (Dean Ellis, 1970 и 1974)
Художник Дин Эллис (Dean Ellis, 1970 и 1974)

Результаты поисков превзошли ожидания: о ядерном оружии не только написано много фантастических произведений, но и обложки к ним разнообразны по сюжету и исполнению. Так, пара иллюстраций выше к роману "Нервы" Лестера Дель Рея показывает страшные разрушения от ядерных взрывов. Другой подход - смутные опасения и страхи о конце цивилизации от великолепных Брюса Пеннингтона и Бориса Вальехо:

Художники Брюс Пеннингтон (слева, 1974) и Борис Вальехо (справа, 1977)
Художники Брюс Пеннингтон (слева, 1974) и Борис Вальехо (справа, 1977)

На некоторых картинах поднимается вопрос, почему могут происходить такие страшные события. Чья-то халатность или невнимательность ведь тоже могут стать причиной:

Художники Фрэнк Келли Фрис (справа, 1971) и Рик Бинкл (слева, 1958)
Художники Фрэнк Келли Фрис (справа, 1971) и Рик Бинкл (слева, 1958)

Целое направление в фантастике - постапокалипсис - сконцентрировалось на том, какой будет жизнь после катастрофы. Вряд ли радостной и беспечной:

Зловещее облако над обречённым городом вселяло ужас в тот день, когда была сброшена бомба.
Обложка романа 'The Negative Ones'
 Неизвестный художник (слева, 1961) и Генри Фокс (1965)
Неизвестный художник (слева, 1961) и Генри Фокс (1965)

Но что для одних конец цивилизации, для других - источник бесконечных сюжетов о приключениях. Журналы в мягкой обложке из 50-х:

Художник неизвестен (слева, 1957) и Лео Саммерс (справа, 1952)
Художник неизвестен (слева, 1957) и Лео Саммерс (справа, 1952)

Не обошли стороной и военных, у которых обычно был контроль за той самой страшной кнопкой:

Художники Джонни Брук (слева, 1961) и Вэлли Вуд (справа, 1958)
Художники Джонни Брук (слева, 1961) и Вэлли Вуд (справа, 1958)

Никакая цель, доктрина или религия не смогут оправдать применение ядерного оружия против кого бы то ни было. Писатели и художники наглядно показали, что нас ждёт, если страшное решение будет всё-таки принято.

Отобрал картины и собрал коллажи отсюда.

О МУЗЕЕ | ЛУЧШЕЕ | КОНТАКТЫ | ФАНТКОНКУРС

Художники Генри Фокс (слева, 1963) и неизвестный художник (справа, 1963)
Художники Генри Фокс (слева, 1963) и неизвестный художник (справа, 1963)