О внесении законопроекта о поправках сообщил депутат Госсобрания Марий Эл от Александр Туманов.
Изменения в Конституции Марий Эл можно разделить на несколько групп.
Первая группа приводит Конституцию Марий Эл в соответствие с поправками в Конституцию России, принятых 1 июля на всенародном голосовании.
- Гарантии минимального размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, адресной социальная поддержка граждан, обеспечение государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развитие система социальных служб, установление пособия и иные гарантии социальной защиты, защищается семья, материнство, отцовство и детство, институт брака как союз мужчины и женщины, создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях. (Часть вторая статьи 9)
- Культура в Республике Марий Эл теперь является уникальным наследием народа Республики Марий Эл. Культура поддерживается и охраняется государством. В Республике Марий Эл ныне защищается культурная самобытность всех народов и этнических общностей, проживающих на ее территории, гарантируется сохранение этнокультурного и языкового многообразия. (Часть вторая и третья статьи 15).
- Изъятие у Госсобрания Марий Эл права утверждать прокурора России. Теперь прокурора Марий Эл будет назначать Президент России.
- В полномочия муниципалитетов Марий Эл добавлено организация медицинской помощи (статья 100)
- Право республиканских органов власти участвовать в назначениях в муниципалитеты (пункт 3 статьи 106).
Эти изменения, особенно последнее, серьёзно изменят политику Марий Эл. Но они были предопределены изменением Конституции России.
Вторая группа поправок - закрепление в Конституции Марий Эл некоторых норм федеральных законов.
- Запрет всем госслужащим Марий Эл – Главе республики, министрам, депутатам всех уровней, судьям, прокурорам – иностранного гражданства и вида на жительство, счетов в иностранных банках (статьи 66, 77,87,)
- Утверждаемые Госсобраниям планы развития Марий Эл теперь должны соответствовать федеральным законам (часть 1 статья 73)
- Требование для Главы Марий Эл постоянно проживать в России (статья 77)
- Изъятие Конституционного суда Марий Эл из системы федеральных судов (федеральные и уставные суды регионов не предусмотрены поправками новым законом РФ «О судебной системе»), присвоение Конституционному суду Марий Эл статуса суда Марий Эл
Третья группа – внесение в Конституцию Марий Эл действующих норм марийских законов.
- Упоминание Уполномоченного по правам человека Марий Эл (Часть третья статьи 15)
- Назначение Уполномоченного по правам человека Марий Эл Госсобранием (часть 1 статья 73)
- назначение Госсобранием Марий Эл мировых судей (часть 1 статья 73)
- Упоминание о Прокуратуре Марий Эл (статья 96)
Только две поправки в Конституцию Марий Эл не сводятся к соответствию к нынешним правовым нормам. Евстифеев предлагает назначать председателя Конституционного Суда Республики Марий Эли его заместителя Марий Эл по Госсобранию по представлению Главы Республики Марий Эл, а не избрание их самими Конституционными судьями, как устанавливает нынешний закон о Конституционном суде Марий Эл (статья 73). Другая значимая поправка затрудняет принятие других поправок в Конституцию Марий Эл и законов, на которые Глава Марий Эл наложил вето. Теперь такие законопроекты до их принятия Глава может отправить в Конституционный суд – на экспертизу конституционности этих законопроектов (статья 95). Впрочем, эти изменения в духе поправок в Конституцию России в 2020 году. По логике наших властей, излишних полномочий у Главы быть не может.
Поправки сочиняла образованная в июле рабочая группа по поправкам в Конституцию Марий Эл. Все члены этой группы являются сторонниками Александра Евстифеева. С июля по декабрь не было никаких новостей о работе этой группы, об их предложениях менять определённые статьи Конституции. Учитывая конституционное большинство «Единой России» в Госсобрании Марий Эл, поправки неизбежно будут приняты.