Сейчас все больше людей ищут способ альтернативного заработка, чтобы не зависеть от начальства и самому контролировать прибыль. Многие считают, что стать фотографом и заработать на этом большие деньги самый простой путь. Достаточно просто купить камеру (а с развитием технологий можно обойтись и хорошим смартфоном) и идти снимать людей за деньги. Да, возможно, это можно считать первым шагом к становлению коммерческим фотографом. Но нельзя просто так взять и стать высокооплачиваемым специалистом в данной области. Все мы запинаемся об одни и те же камни. Я расскажу на что точно стоит обратить внимание, если хочешь снимать за хорошую стоимость и что не делать, чтобы всегда были желающие заплатить деньги.
- Всегда снимать людей/родственников/друзей за сомнительное портфолио и рекламу.
“А как же еще наработать портфолио?” - спросите вы. И этот вопрос частично правильный. Конечно, сначала мы фотографируем за упоминание в инстаграме или в вк. Но, это тоже нужно делать обдуманно. Если вам предлагают провести съемку в жанре, который вы не хотите продавать в будущем, то подумайте, зачем это вам? Например: вы считаете, что love story и свадебные съемки идеальный для вас вариант, то стоит ли снимать в портфолио ню или предметные фото? Если порфтолио не будет в будущем работать на вас, то вы собрали неправильное портфолио.
- Работать “за еду”.
Начинающие свадебные фотографы часто этим грешат. Лучше напроситься к хорошему фотографу помощником на мероприятие. Да, это будет бесплатно, но в портфолио появятся первые снимки свадьбы под руководством мастера. А не те, которые вы сделали наугад, но зато полностью отработав самому и “почти” не бесплатно.
- Делать скидку по любому запросу и давлению со стороны.
Всегда найдутся такие клиенты, которые захотят сбросить стоимость услуги. Нужно твердо, но не агрессивно отказать. Убедить, что за эту стоимость вы предлагаете качественные снимки.
- Ставить одинаковую цену за час на любую съемку.
Если вы решили снимать New born, Свадьбы и Рекламу, то каждая услуга должна оцениваться отдельно, т.к. усилия и техника тоже совершенно отличаются.
- Не включать транспортные расходы в стоимость.
Заранее обговорите, где намечается съемка, до того, как назовете стоимость. Может произойти так, что вас закажут с другого города, куда вам придется добираться самим. Поэтому просчитайте сразу, во сколько это вам обойдется и предупредите заказчика заранее.
- Бояться говорить открыто о стоимости съемки.
В век высоких технологий люди обленились и обзванивать каждого фотографа, снимки которого им показались достойными, уже не хочется. Хочется сразу понимать за какую стоимость он предлагает снимки. И это работает не только с фотографией, а с любой сферой услуг. Согласитесь, если вы увидите товар без цены, где подпись “цена в лс/директ”, скорее всего вы не напишите, а отдадите предпочтение тому, где все более прозрачно.
- Снимать только за деньги.
И забывать о творческой съемке. Хотя бы раз в пол года стоит устраивать такое мероприятие. Помните, в коммерческой съемке условия диктует заказчик, а в творческой - вы. Это плюс и для портфолио и для разгрузки мозгов.
- Стесняться брать деньги за дополнительное время съемки или дополнительную обработку.
Часто бывает, что во время съемки понадобилось больше оговоренного времени, или заказчик хочет фото не через установленный срок, а раньше. Не стесняйтесь брать за это дополнительные деньги, т.к. ваше время важно.
- Не обучаться и не совершенствовать свои навыки.
Ну тут все понятно. Нельзя пройти один курс, прочитать одну книгу и быть уверенным в том, что вы лучший фотограф и так достаточно. Никогда не будет достаточно. ВСЕГДА обучайтесь. Совершенству нет предела.
- Надеяться на обработку и снимать спустя рукава.
Сколько раз на начальном этапе бывало такое, что промахнулись с экспозицией, завалили горизонт, неправильно скадрировали? Все это можно исправить постобработкой. И будете правы, но помните о том, что качество фото неизменно будет лучше, чем меньше сил в постобработке вы потратите. Это не значит, что не нужно обрабатывать фотографии. Это значит, что стоит обращать внимание на базовые параметры, до того, как нажать на кнопку затвора. Обрезав лишние предметы с кадра, вытянув экспозицию на фото могут проявиться артефакты, пиксели и шумы, которые вам не нужны (Если того не требует заказчик).
- Бояться отдать исходники.
Почему мы боимся отдавать исходники? Потому что можем там накосячить и исправляем постобработкой. Одно вытекает из другого. Если будут достойные исходники, то и отдать их вы не будете.
- Гнаться за техникой и надеяться, что она снимет за тебя.
Техника стала очень умной и безусловно проще сделать хороший кадр на полноформатную камеру, нежели на мыльницу. Но все же без знаний и рук человека не обойтись. Вы можете сделать кадр не просто хорошим, а шедевральным, подключив не съемке, не только хорошую технику, но и свои умения.
- Не анализировать рынок фото в своем регионе.
Конкуренция на рынке фотографов сейчас крайне высока. Смотреть фото других - нормально. Из них вы можете подчерпнуть что-то новое для себя. Новые локации, новые ракурсы. Понять, что уже устарело и на что другие делают акцент. Узнавать стоимость услуг так же нормально. Анализируйте.
- Задерживать фото без предупреждения.
У всех случаются непредвиденные ситуации и поверьте, заказчик может войти в положение и подождать немного дольше, если вы с ним поговорите. Ни в коем случае нельзя не отдать фото в срок молча. Сарафанное радио никто не отменял и отзывы о том, что вы не укладываетесь в сроки могут значительно испортить репутацию.
- Без договора и предоплаты бронировать крупные съемки.
Так будет спокойнее и вам и заказчику. Пропишите в договоре все нюансы.
- Не вести социальные сети совсем.
Социальные сети очень плотно вошли в нашу жизнь и не использовать из для рекламы большое упущение. Будьте на виду, искренни, общайтесь с людьми, делитесь своими работами.
- Не изучать новые локации в своем городе.
Конечно, у вас есть локация, которая вам кажется идеальной, в которой фотографии получаются отличными, но никому не хочется иметь одинаковые фотографии. Можно менять людей, но если все фото будут на одном и том же месте, то в конце концов это заметят и не будут обращаться к вам за услугами.
- Бояться экспериментировать в фото.
Да, возможно вы стали профи в работе с естественным освещением, но нельзя останавливаться на этом. Представьте, сколько откроется границ, если к естественному вы прибавите искуственный? Творите и экспериментируйте. Не зацикливайтесь на чем-то одном.
- Не делать анонсы со съемок.
Если вы занимаетесь свадебной съемкой, то постарайтесь в первый же день после съемок отдать хотя бы 5 фотографий. Запостите их в сторис инстаграма. Поверьте, это льстит людям. А дополнительные небольшие бонусы, о которых не было речи, всегда радуют и подогревают интерес к вам со стороны потенциальных заказчиков.
- Отдавать столько, сколько обещал (лучше отдавать больше)
Еще немного о бонусах, которые играют вам на руку. Отдав даже ненамного больше, вы повышаете лояльность клиента,и он точно будет рекомендовать вас.
- Не помогать клиенту подготовиться к съемке.
Большинство людей не часто бывали на съемках, возможно, к вам обратиться тот, который вообще ни разу не участвовал в подобном. Будьте терпимее, подскажите локации, какую выбрать одежду, прическу и макияж. Если предстоит свадьба, то вы можете так же подсказать специалистов в других областях: декоре, видеосъемке, кондитеров, исполнителей и ведущих. Но не переусердствуйте. Если вас не просили о помощи, то не стоит навязывать свое мнение, все таки, это не ваш праздник.
- Не калибровать рабочий монитор.
Как часто бывало, что обработав фотографии на компьютере, вы просматривая их на телефоне замечаете, что цвета совсем не те, которые были изначально? Все дело в калибровке экрана. Стандартные настройки дисплея всегда немного ярче и контрастнее. Делается это для того, чтобы при покупке техники, покупатель обратил внимание на сочную картинку.
- Снимать в jpg.
Конечно, jpg меньше весит, но ваша цель сделать качественно. А снимая в raw, вы открываете для себя новые возможности взаимодействий с кадром. Можно исправить, казалось бы, непоправимое. Но опять же, чтобы не исправлять непоправимое, продумывайте снимок заранее. Обучайтесь и практикуйтесь.
- Снимать в авторежиме.
Снимая в авторежиме вы не приобретаете нужных знаний, умений и навыков, которые могут вам помочь в дальнейшей работе.
- Не искать свой стиль в фото и обработке.
Можно пользоваться пресетами и экшенами, но вы всегда должны подкручивать бегунки. Ищите свой стиль обработки. Экспериментируйте с цветом. Не останавливайтесь на стандартном наборе. Можно повторять кадры за более опытными фотографами, но поверните камеру немного иначе и снимок уже будет совершенно инным. Не повторяйте за другими бездумно. Анализируйте то, что вы делаете.
- Не делать копии фото на съемных носителях.
Даже техника иногда подводит. Компьютер может сломаться, флешка потеряться. Всегда копируйте свои работы на несколько носителей. Так повысится шанс оставить фотографии в сохранности и не подвести клиента.