Найти тему
Сергей Мишин

Специальная прокуратура №3

Реформ-Проект №12. Предложение: создать специальную прокуратуру для контроля работы Центрального банка и всех финансово-кредитных институтов.

(отрывок из книги «Консервативные Тетради»)

Полагаю, что на 2020 год в России есть не более 100 человек, которые разбираются во всех нюансах финансовой науки. Жуткая правда может быть и в том, что таковых экспертов не более 10. Еще 1000 человек знают финансовый мир на 10-20%.

Просто для информации:

 количество финансовых инструментов и параметров сейчас исчисляется сотнями;

 на биржах этими инструментами торгуют цифровые роботы, разработанные на самых последних достижениях профессиональной математики и нейронной технологии;

 простые монетарные теории, когда увеличение числа монет вело к росту цен, уходят в прошлое. Им на смену идут изощренные математические модели.

Также могу предположить, что ни одна Российская политическая партия не обладает достаточным числом экспертов, чтобы давать профессиональную оценку действий руководства Центрального Банка и других крупнейших банков.

В результате у общества остается только один инструмент оценки банковских действий – доверие. На мой взгляд, это заведомо недостаточно.

С другой стороны, все прекрасно понимают, что от действий финансистов зависит благополучие всего населения, а у нас нет ни одного инструмента оценки полезности для общества банковской деятельности.

Специальная банковская прокуратура должна восполнить этот пробел. В ней должны работать юристы с дополнительным банковским образованием. У прокуратуры должен быть специальный бюджет для найма экспертов. Здесь надо понимать, что такие эксперты стоят безумно дорого. К счастью, для банковской экспертизы не требуется большое число экспертов. Должно быть разрешено привлечение зарубежных экспертов.

Специальная банковская прокуратура действует по запросу. Запрос может отправить любой лицо: просто гражданин, компания или даже Правительство России или политическая партия. Запросы можно отправлять дистанционно. Кроме того, должен быть механизм для направления коллективных запросов или возможности присоединиться к запросу.

Запросы должны касаться деятельности организаций финансовой сферы.

Прокуратура отвечает на запрос исходя из своего понимания приоритетов и ресурсных возможностей. Какие-то запросы могут быть отклонены сразу, по другим может назначать специальное расследование. После обработки запроса прокуратура издает публичное постановление. Это постановление не имеет прямой юридической силы, оно не влечет отмену каких-то банковских решений. Вместе с тем, постановление имеет очевидную политическую силу и может стать фактором для принятия властных решений.

Кроме того, постановление прокуратуры может служить основанием для возбуждения уголовного дела, если в постановлении высказаны подозрения по наличию факта преступления или предположения о возможности преступления.

Дополнительный комментарий

Имеет смысл объединить все три спецпрокуратуры в единый орган с названием «Контрольная палата». Есть некая аналогия со Счетной Палатой, но в Контрольной Палате будет больше прокурорских компонент и больше экспертных функций.