Всем привет!
Сегодня хотелось бы поговорить об определённом жанре игр, который мне когда-то очень нравился - MMORPG. Заранее скажу, что я не буду приводить названия игр во избежание возможных холиваров, а так же потому, что мне бы хотелось в целом взглянуть на жанр.
Помню, раньше жадно читал все статьи о MMORPG в журнале "ЛКИ" ("Лучшие Компьютерные Игры", впоследствии он был объединён с Игроманией), смотрел трейлеры, ждал и надеялся, когда же я уже смогу поиграть в эти игры. Однажды в "нулевых" этот день настал. Интернет был не то, чтобы очень, но позволял сносно играть. Что важно, интернет появился не только у меня, но и у моих друзей, благодаря чему мы провели много времени в различных играх данного жанра и получили море положительных эмоций. За спинами и PvP, и PvE, и руководство гильдиями/рейдами и много ещё чего.
Шло время, интернет развивался семимильными шагами, но чем больше я играл в MMORPG, тем больше мне казалось, что чего-то не хватает. И каждая следующая игра обнажала эту проблему всё сильней и сильней. Спустя годы я могу наконец обозначить проблемы жанра MMORPG.
Что не так с MMORPG?
Проблема №1: когда переходишь из одной игры в другую сразу бросается в глаза проблема необходимости "прокачивания" персонажа. То, что должно было бы быть фишкой игры становится какой-то безрадостной обязаловкой. Однообразные квесты, 100500 однообразных боёв. Где-то рядом звучат слова "Потерпи, на Х-уровне игра только начинается". Так, что получается, я пришёл в игру, чтобы вместо получения удовольствия запариваться до момента, когда игра начнётся? Играть должно быть интересно всегда, даже на этапе "прокачки" персонажа.
Решение: в некоторых играх захватывает сюжет, который помогает преодолеть ненужный и совершенно бесполезный этап прокачки. Но таких игры, увы, раз, два и обчёлся. Решения последующих описанных проблем так же отчасти разнообразят прокачку.
Проблема №2: жанр звучит MMOPRG. Но никакого RPG (role play game, ролевая игра, отыгрыш роли) нет и в помине. Всё, что волен выбирать игрок при старте это класс, внешность и имя. Действия игрока в мире не влияют абсолютно ни на что, да и, если честно, у игрока обычно ничего и не спрашивают. Нельзя ничего построить, чтобы было видно всем, нельзя ничего организовать, кроме стандартных гильдий, у которых так же нет ничего видимого всем, только как максимум свой отдельный инстанс, доступный только членам гильдии. Нельзя организовывать мероприятия, есть только ивенты от разработчиков. Мамкины пвпшеры подстерегают нубов в первоначальных локах, сливают их, и что? Им за это что-то бывает? А нифига, они спокойно заходят в город, NPC их не трогают. У персонажей банально нет какого-то статуса в зависимости от его действий. И при этом всём надо понимать, что термин RPG гораздо глубже, чем вот это вот всё.
Решение: сходу идеальное решение предложить сложно, но можно. Как минимум я бы предложил давать игрокам больше креативной свободы, чтобы, например, организованный игроками парад на площади города не просто прошел, а чтобы это появилось где-нибудь в новостях игры, а организаторы и участники за это что-то получили. Дать игрокам в квестах выбор в конце концов, влияющий на характеристику персонажей, которая, в свою очередь, тоже будет на что-то влиять, типа отношения NPC в городах. В целом, отсутствие таких систем напрочь убивает мотивацию делать что-либо помимо того, что предлагает игра. Да, появляются изредка энтузиасты, но это скорее исключение, чем правило.
Проблема №3: миры мертвы. Да, так и есть. До тех пор пока разработчики не поставят какой-нибудь квест или не зароют куда-нибудь какой-нибудь сундук всё будет так же, как было вчера. Мир неинтересно исследовать. Постоянные контентные обновления не решают проблему. В игре появляется то, что будут знать все в день выхода этого обновления. Там-то новые подземелья, там-то новые квесты и т.д. А даже если о чём-то не сообщат разработчики, то об этом тут же сообщат датамайнеры (люди, исследующие файлы игры. Уверен, что многие датамайнеры получают от исследований файлов удовольствия больше, чем от самой игры). Мир мёртв, так же, как и дух приключений.
Решение: будет не так-то просто разобраться с этой проблемой. Ясно, что нужен случайный качественный контент. Но как его сделать - большой вопрос. Тут-то я бы и предложил большим корпорациям влить много бабла на исследование и поиск решения этой проблемы. А то сколько уже можно продавать этих бесполезных ездовых животных, питомцев, всякие скины и так далее? Вся эта косметика не меняет и не улучает игру. Да, есть жанры игр, в которых особо и нет путей развития, и только и остаётся, что клепать скины, но тут-то простора для фантазии выше крыши!
Итого
Когда я слышу о выходе новой MMORPG мне сразу хочется вздыхать, поскольку я уверен на 99%, что вышеописанные проблемы там актуальны на все сто. Жанр находится в застое и никакие скины и питомцы его не спасут. Есть ещё несколько MMORPG игр которые не убыточны, есть даже новые тайтлы, которые показывают прибыль. Но пациент скорее мёртв, чем жив. И доить его будут до тех пор, пока окончательно не загнётся. Тенденция такова, что аудитория жанра сокращается. Сервера очередного "убийцы WOW" закрываются, да и кол-во подписчиков у самого "великого и ужасного" который год подряд показывают спад. Свой золотой век жанр уже пережил и необходимо многое сделать, чтобы вдохнуть в него новую жизнь. Я люблю этот жанр и мне очень обидно.
Или же, всё-таки, кризис в голове у автора? Пишите в комментариях.