Леди и джентльмены, сегодня мы в Лондоне. Место, куда мы направляемся — Блумсбери, Камден. Что нам там нужно? У нас есть книга — «Трое из Блумсбери, не считая Кота и Кренделя». А потому — вот вам история. «Какой-такой Блумсбери», — рассеянно подумает читатель, обнаружив у нас на полках заголовок «Трое из Блумсбери» — и, пожалуй, тут же выбросит это из головы. Блумсбери — так Блумсбери, может, автору название понравилось. Но автор — Наталья Поваляева, не только писатель, не только художник, но еще и имеет связи с английской литературой. Прямо-таки близкие связи. Можно сказать, компрометирующие. Она доцент английской литературы Минского университета. В общем, вы уже поняли, что сэр Гарри, сэр Эндрю, сэр Роберт, а также сэр… то есть, кот — кот Томас со своим закадычным другом Кренделем — совсем не случайно именно из Блумсбери. На фотографии ниже перед вами не они (тем более, что там одна дама). Эти люди Bloomsberry Group (Блумсберийский кружок) — группа писателей, художников, журналистов и всяких прочих интеллектуалов. Бедный район Лондона (не в смысле, несчастный, а в смысле, дешевый) превратился в богемное место.
Глядя на эту фотографию вы не просто ковыряете в носу. Вы присутствуете при зарождении кружка Блумсбери, потому что именно с момента, когда она была снята — с мистификации на «Дредноуте», он как раз и начался. Некоторое время на «Дредноуте» будут искренне верить, что все эти темнолицые люди, приветствующие флот Ее Величества криками «Бунго! Бунго!»- самые настоящие члены абиссинской королевской фамилии, прибывшие с официальным визитом. Они несли тарабарщину. Кое-кто даже чихнул и потерял накладные усы. Но никто, представляете? — никто не заподозрил обмана. Потом, конечно, будет шум, скандал, британский флот (временно! временно!) станет посмещищем. Последует хохот с одной стороны и угрозы с другой. Организаторов розыгрыша попытаются привлечь к ответственности — безуспешно. Признаков правонарушения закон не увидит. Пошлют офицеров побить кое-кого палкам — опять никак. «Самих вас надо побить палками, — заявят им. — Не надо было давать себя обманывать!» Итак, кто же эти бессовестные люди?
Ее считают основательницей «Кружка Блумсбери». После смерти отца оставшаяся с пустым карманом Вирджиния с семьей перебралась в дешевый дом в Блумсбери, где и начал собираться кружок. На этом фото она существенно старше, потому что мистификация на флагманском корабле военно-морского флота Ее Величества произошла ровно 17 лет назад — в 1910. Собственно организатор розыгрыша:
Остальные заговорщики: Эдриан Стивен — брат Вирджинии Вульф, изображал переводчика.
Поэт Джулиан Белл (1908 – 1937):
Художник, критик, историк искусства Роджер Фрай (1866 – 1934) Живописец, критик, декоратор, интерьерист и художник по фарфору Дункан Грант (1885 – 1978) (Крайние справа — Дункан Грант и Ванесса Белл (сестра Вирджинии Вульф, жена Джулиана Белла). Вот его работы:
Вскоре, в 1913 году, они откроют галерею Omega Workshops. Там будет все: все для интерьера, картины, одежда — практически все материальное воплощение той, новой жизни, как ее видели модернисты.
Эта дама, между прочим, тоже член группы — Нина Хэмнетт. Надетое, обутое и окружающее ее — все дело рук «Omega Shop». Автор картины тоже Роджер Фрай. Так вот, дальше. Кто еще участвовал в мистификации на «Дредноуте»? В смысле, кто еще входил в группу блумсберийцев? Бертран Рассел (1872 — 1970) — философ, общественный деятель, математик, а также педагог и социолог.
Джон Кейнс (1883 — 1946) — один из крупнейших экономистов XX века, считается одним из основателей макроэкономики. В 1925 году барон Кейнс женится. Женится он на русской балерине из труппы Дягилева — Лидии Лопуховой (1892 — 1981).
Кейнс, конечно, знакомит жену со своими кембриджскими приятелями (блумсберийцы почти все учились в Кембридже). Страшновато представить, как себя ощущала Лидия Васильевна — и круги «не те», и нрав эксцентричный. К тому же, не горела она желанием учить английский язык, а слава и возраст — ей уже 33, не делает нас уступчивее. Но как бы там ни было, британский снобизм и классовость общества победы не одержали. «Она не только умна для балерины, — писал в том же году Герберт Уэллс, — она умнее кого бы то ни было, а у Кейнса — лучшие мозги в стране».
Брак оказался счастливым, Лидия Васильевна прожила с мужем больше двадцати лет, овдовела, и прожила последние 35 лет своей жизни в Тилтоне, Сассекс, всю жизнь знакомя Англию с русской культурой.
Надо сказать, что все блумсберийцы закадычные друзья. Кот Томас, например, закадычный друг сэра Гарри, сэра Эндрю, сэра Роберта, и, конечно, сэра… то есть, Кренделя. (Гм. Уж не балерина ли Лидия Васильевна воплотилась в этом образе? Гм.). Но если наших героев не так много, то вообще блумсберийцев огромное количество. И не просто огромное количество, а все они между собой друзья, однокашники и родственники. И не только родственники, а все полезны друг другу. Вот, например, муж Вирджинии Вульф, Леонар Вульф, не просто муж. И даже не просто владелец издательств «Хогарт-пресс». Он еще и писатель, и журналист. И издательство «Хогарт пресс» супруги организовали вместе. Тексты, редактуру, корректуру миссис Вульф делала сама, дав заодно заработок своим пишущим друзьям. Обеим сестрам. А Роджер Фрай, например, был не только художник. Он еще был критиком.
А вот писатель, историк, литературный критик и эссеист Джайлс Литтон-Стречи (1880-1932), друг Вирджинии Вульф, кузен Дункана Гранта.
А Дэвид Гарнетт… почему-то кажется, то, что он писатель, куда важнее того, что он чей-то там… ой, лучше не стоит. Дело не в запутанных связях между этими людьми (они, связи, запутанные просто до невозможности).
Дело в том, что блумсберийские закадычные друзья все имели любимое дело. Делали они его хорошо и были полезны друг другу. И почти все прославились. Создали новую литературу, новое искусство, новую жизнь. И (естественно!) любили пошутить.
Видите, к чему это привело? Не зря говорят: нет ничего невозможного для человека с интеллектом. Правда, здорово?
А на прощанье вот вам, во-первых, ссылка на книгу про троих из Блумсбери (это если не считать Кота и Кренделя), а во-вторых, мультфильм по книге Вирджинии Вульф «Миссис Дэллоуэй».
Потому что автор «Троих из Блумсбери», Наталья Поваляева, не только любит английскую литературу, английский юмор и розыгрыши. Она еще и художник.
Издательство Эдвенчер Пресс. Добро пожаловать в мир авантюристов! Ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал!