В годы Гражданской войны в Казани собирались создать музей народов Востока, но идее не суждено было сбыться – большевики лишь умело сыграли на чувствах тех самых «народов Востока»... Автор проекта «1 день – 1 экспонат» Антон Райхштат отыскал в фондах Национального музея Татарстана один из центральных экспонатов того так и не появившегося музея: редчайшую книгу впечатляющих размеров.
Тираж – 50 экземпляров, пять из которых преподнесли царственным особам: российскому императору, персидскому шаху, турецкому султану, бухарскому эмиру с наследником. Речь идёт о факсимильной копии самого древнего священного писания мусульман – Корана Усмана. До наших дней дошли считанные единицы этого издания, одно из которых имеется в фондах Нацмузея.
Этот раритет, напечатанный в Санкт-Петербурге в 1905 году, воссоздаёт написанный на коже газели текст древнейшей исламской рукописи первого тысячелетия. Размер практически идентичен оригиналу, в развернутом виде книга больше полутора метров. Если точнее – 53х152 см. Утраченные фрагменты также отсутствуют в факсимиле.
Из полсотни напечатанных экземпляров в продажу поступило 25. Стоила книга безумные по тем временам деньги, 500 рублей. До наших дней сохранились считанные единицы, хранящиеся в известных собраниях России и за рубежом.
С книгой связана история создаваемого в 1920 году в Казани Музея народов Востока. Редкое издание приобрели специально для новой экспозиции.
– В этот трудный для молодого государства год правительство выделяло деньги, для того, чтобы приобретать экспонаты, коллекции. Была создана выставка, издан каталог-путеводитель. Выставка была в географическом кабинете Казанского университета, – рассказывает главный хранитель Национального музея Татарстана Лилия Саттарова. – Бруно Адлером, который был главным инициатором этой идеи, Восток понимался очень широко: от Китая до Европы. Здесь был рассказ и о тех народах, которые проживают здесь и имеют контакт с мусульманской культурой, народах Поволжья. Конечно же огромная часть была посвящена татарам. Но были собраны материалы и по арабам, и по народам Средней Азии, и по Китаю. Отсюда у нас появились монгольские и японские коллекции. И так далее, и так далее...
«Несите в Музей народов Востока все, что относится к быту, истории и искусству Востока», – гласила афиша. Выставка имела колоссальный успех. В разгар Гражданской войны, в 1920 году ее посетили 20 тысяч человек.
Через год экспозицию свернули и начали искать здание для нового музея. Увы, безуспешно.
Музей востока в Казани так и не создали. Его идея была по сути политическим проектом, чтобы вызвать у активных мусульман симпатии к новой власти, политика же его и похоронила. Вскоре идеологический вектор поменялся, большевики окрепли и уже не заигрывали с «нацменьшинствами». А вот несколько тысяч экспонатов, собранные энтузиастами, в 1922 году передали в Центральный музей ТАССР (ныне – Национальный музей Республики Татарстан), где мы можем видеть их и сейчас. Здесь же хранится и полутораметровый фолиант.
Антон Райхштат, совместно с Национальным музеем РТ.