“Изменения – это не “хорошо” и не “плохо”. Это просто означает что-то “иное”.
Льюис Кэрролл “Алиса в стране чудес”
У людей время от времени возникает вопрос "Кто я?", "Какой я настоящий?", "Какой я истинный?". Можно по-разному ответить на этот вопрос. Кто-то использует для этого свои социальные роли, кто-то опирается на личностные качества, однозначный ответ найти достаточно сложно. Рассмотрим этот вопрос с точки зрения теории внутриутробных отношений.
С самого своего зарождения плод находится с маткой в состоянии первичного симбиоза. Его телесное функционирование полностью идентично материнскому (Рисунок 1).
В момент, когда мать испытывает сильные переживания, матка формирует первую в жизни плода зону отчуждения, то есть часть её тела перестает соприкасаться с плодом. Это происходит из-за повышения телесного напряжения матки, зона отчуждения дает плоду понимание чувств матки. В этот момент плод с маткой перестают находиться в состоянии первичного симбиоза.
В силу естественного стремления плода вернуться в привычное для него состояние, он будет сокращать создавшуюся зону отчуждения, чтобы вернуться в состояние симбиоза. Для этого ему нужно преодолеть зону отчуждения, с помощью увеличения собственного телесного напряжения. Телесные процессы, происходящие в теле плода в момент преодоления зоны отчуждения будут говорить о том, какова его истинная структура.
В процессе преодоления зоны отчуждения, плод приобретает свой первый опыт повышения телесного напряжения, а в момент восстановления симбиоза - опыт расслабления. Новый опыт изменяет телесное функционирование плода. Оно начинает немного отличаться от материнского, потому что участок тела плода, участвовавший в преодолении зоны отчуждения, актуальный телесный представитель (АТП), изменился, получил опыт напряжения и расслабления (Рисунок 2).
После появления зоны отчуждения и опыта ее преодоления, состояние первичного симбиоза невозможно для плода и матки, из-за того, что их телесное функционирование незначительно, но отличается. Теперь возможен лишь вторичный симбиоз.
Опыт - участок тела, который изменился в результате преодолении зоны отчуждения.
Рассмотрим подробнее, как плод может преодолевать зону отчуждения, и как это может повлиять на формирование его истинного Я.
В варианте развития истинной структуры плода, в процессе преодоления зоны отчуждения участвует не только актуальный телесный представитель (АТП), но и находящиеся рядом телесные представители (ТП) и формирующиеся поддерживающие телесные представители (ПТП), то есть другие участки тела. Их можно назвать телесными ресурсами плода.
Процесс при котором для преодоления зоны отчуждения подключаются другие участки тела (ТП и ПТП) можно условно назвать "телесным включением". Именно этот процесс и будет формировать истинное Я человека, Его истинную структуру (Рисунок 3).
Истинная структура - способ телесного функционирования, который направлен на удовлетворение собственных телесных потребностей рядом со значимым объектом.
В случае, если процесс "телесного включения" не был запущен и преодоление зоны отчуждения происходило только ресурсами непосредственной зоны соприкосновения с маткой (АТП) у плода будет формироваться ложная структура, которая будет направлена на обслуживание телесных процессов матки.
Ложная структура - способ телесного функционирования, который направлен на удовлетворение телесных потребностей матки.
Создание зон отчуждения маткой будет продолжаться, ведь это её способ сообщить плоду о собственном состоянии, телесном напряжении, её чувствах. В процессе развития, плод так же будет создавать собственные зоны отчуждения. Стремление снять телесное напряжение, погрузиться во вторичный симбиоз будет толкать плод и матку преодолевать зону отчуждения. Способ, которым будут преодолеваться зоны отчуждения, будет определять развитие истинной или ложной структуры у плода и матки.
Последующие соприкосновения с маткой будут проходить с учётом первого опыта преодоления зоны отчуждения. С каждым новым преодолением зоны отчуждения, с каждым новым соприкосновением с маткой плод будет приобретать новый опыт телесного функционирования, который будет влиять на все следующие соприкосновения. Этот процесс длится всю жизнь.
В случае, если будет преобладать формирование истинной структуры, человек будет понимать себя и свои влечения, сможет прямо предъявлять их близким людям. Если верх возьмет развитие ложной структуры - будет формироваться невроз, непонимание себя и своих желаний.
Пример. Малыш делает первые шаги по парку, неуверенно ступая ножками он тянет маму за руку прямо на лужайку. В случае формирования истинного Я малыша - мама последует за ребенком туда, куда он её тянет. В случае формирования ложной структуры - скажет, что нужно ходить только по дорожке и направит его в удобную для себя сторону.
Заключение
Истинное Я человека проявляется в том случае, когда он прямо предъявляет близкому свои телесные влечения, говорит о своих потребностях и дает ему возможность их удовлетворять.
Ложное Я проявляется в постоянном удовлетворение потребностей значимых людей, без предъявления собственных влечений.
Выводы
- Истинное Я ребенка формируется только в том случае, если рядом с ним мать, которая готова понимать и удовлетворять его влечения.
- Сформированное истинное Я нужно нам для того, чтобы понимать себя и свои влечения.
- Ложная структура служит для удовлетворения влечений значимых объектов.
Используемые в статье сокращения
ЗО – зона отчуждения
ТП – телесный представитель
ПТП – поддерживающий телесный представитель
АТП – актуальный телесный представитель
Дмитрий Булатов, психолог, психоаналитик.
Дарья Кононова, антрополог, психоаналитик.
4 марта 2017 г .
Екатеринбург.