Найти тему
Понятный русский

Задание 4 на ЕГЭ (ударения). Простые лайфхаки

Ударения - боль.

Боль почти всех сдающих ЕГЭ. Почему? Да всё просто. Мало кто из нас живёт в такой идеальной среде, где все говорят исключительно в соответствии с нормами русского литературного языка. Страна наша очень большая, многонациональная, разноговорящая. На территории Российской Федерации люди общаются на языках, которые принадлежат к 14 (четырнадцати!) языковым семьям. Только вдумайтесь! А диалекты? А всякого рода узкое профессиональное использование? И всё это влияет на нормативное ударение, которое и без того в русском, как известно, разноместное и подвижное.

За всю мою практику лишь пара учеников не испытывали никаких затруднений с заданием № 4, где проверяются орфоэпические (а точнее, акцентологические) нормы. И я понимала, что это именно из-за окружения, в котором они росли.

Что же делать тем, кому "не повезло"? Кого окружает разнообразная, живая и подчас необыкновенно интересная речь, а экзамен сдать надо? Приложить немного усилий.

Что поможет?

Конечно же, известные всем с начальной школы (надеюсь) стихотворные "запоминалки" верных ударений в словах.

Вот некоторые из них:

Долго ели тОрты -

Не налезли шорты.

ЗвонИт звонарь, звонЯт в звонок,

Чтобы ты запомнить верно смог.

Ты нам шторы не вози,

Мы повесим жалюзИ.

Хорошая подборка таких стихов и фраз есть здесь.

Чтобы помочь своим ученикам, я даже в своём Инстаграме стала публиковать сторис с тренировками ударений. Действуем по всем фронтам :)

Ещё помогает анализ закономерностей, которым подчиняется ударение в некоторых группах слов. Ну, например, ударное окончание обширной группы (около 300) глаголов в форме женского рода в прошедшем времени:

забрать - забралА, снять - снялА, гнать - гналА...

Действуем так: сомневаешься в ударении? Выбирай ударный ЛА. Но запомни исключения: клАла, крАла, слАла, стлАла (и все их приставочно-постфиксальные образования типа укрАла, крАлась, послАла, перестлАла...).

Или вот ударения в причастиях. Если у глагола было ударение на -ИТЬ (облегчИть, родИть, заключИть...), то у причастия будет -ЁННЫЙ (ударение на суффикс). Поэтому верно облегчённый, новорождённый, заключённый.

Можно находить какие-то свои закономерности, соответствия, применяя различные мнемонические техники. Но важно это делать.

Если сильно визуальное восприятие, можно развесить рядом с рабочим местом распечатанные списки слов с верными ударениями. Такая информация будет запоминаться незаметно. Для кого это будет хорошо работать? Для тех, кто, отвечая на уроке какой-то материал, буквально "видит" страницу учебника или тетради с нужной информацией.

Если ребенок аудиал (преимущественно развито слуховое восприятие), можно слушать записи (самому наговорить на диктофон) или найти на YouTube "словарик ударений ЕГЭ по русскому языку в одной песне".

Кинестетикам поможет чтение вслух с дополнительным движением на ударном слоге. Кому-то удобнее махнуть рукой в момент ударения, а кто-то лучше запомнит, приседая в этот момент :) Ищите свой способ.

Удачи :)