"Между капризом и любовью разница только та, что каприз длится несколько дольше".
Оскар Уайльд
Наиболее часто слово каприз используется по отношению к детям. Но каприз не стоит рассматривать так узко. Существуют понятия «женский каприз», «каприз начальника» и пр. Все это разнообразие имеет общие закономерности возникновения и развития. Настоящая статья посвящена проявлениям каприза.
Обратимся к причинам развития капризного поведения.
Причины развития склонности к капризному поведению
- причины со стороны матки – такие отношения плода и матки, при которых матка не находила в нем объект, способный ее расслабить; по этой причине она ищет расслабляющий объект вне отношений;
- причины со стороны плода – такие отношения плода и матки, при которых плод стремится уйти от взаимодействия с маткой; матка должна возвратиться к отношениям; возвращение происходит, но расслабления не возникает (матка не находит в нем объект для удовлетворения своих собственных телесных потребностей); развивается лишь стимуляция (включение в процессы каких-либо телесных представителей, способных выполнять функции матки);
- совокупные причины – телесное воспоминание о способе предшествующего функционирования. Напряжение – важный элемент взаимодействия ребенка с матерью. Телесное напряжение плода не находит способов расслабления. Его телесное функционирование базируется на этом напряжении. Особенность телесного напряжения состоит в том, что оно находится в балансе с расслаблением (если есть напряжение, то нет расслабления). Роль расслабления на себя берет прошлый опыт, который переходит в телесное воспоминание о предшествующем способе функционирования. Матка взаимодействует с плодом циклично. Именно такое телесное функционирование во взрослой жизни будет создавать и находить те объекты, которые способны это делать.
Таким образом, ключевыми причинами являются поиск расслабляющего объекта во внешней среде, стремление плода к ослаблению отношений и телесное воспоминание о предшествующих способах функционирования. Если из взаимоотношений исключить или расслабление, или напряжение, то отношения становятся невозможными.
Охарактеризуем процесс взаимодействия плода и матки при развитии явления каприза.
Характеристики взаимодействия плода и матки при развитии каприза
- первичное соприкосновение осторожное, локальное (негативное), так как задача матки – снятие напряжения;
- площадь поверхности соприкосновения плода и матки фрагментарная;
- внутреннее телесное напряжение высокое, ожидающее расслабления;
- внешнее давление осторожное, среднее, импульсное.
Механизм развития каприза на уровне взаимоотношений плода и матки
При развитии каприза матка взаимодействует только посредством ТП; при этом АТП матки не формируется. Отсутствие цели телесного напряжения является причиной того, что АТП не появляется. В процессе формирования каприза стимуляция плода маткой осторожная, тревожная, скачкообразная. Участники взаимоотношений пребывают в позиции «зуда», формируется телесное обещание расслабления и постоянное ожидание расслабления.
Механизм развития каприза в объектных отношениях
Удовлетворение влечений матери во внешней реальности приводит к развитию телесного напряжения ребенка. Телесное напряжение ребенка – бессознательное желание приближения матери с целью ее расслабления. Мать реализовала свое влечение во внешней среде, поэтому она не нуждается в расслаблении и помощи в этом своего ребенка, который напряжен. Если мать не подходит, и напряжение ребенка не снимается, то он воспринимает это как свою ненужность и безразличие к нему.
В тоже время взаимодействие с матерью необходимо. Мать уже является расслабленной, поэтому она только стимулирует ребенка, испытывая чувство вины по поводу собственного расслабления вне их взаимоотношений. Эта телесная стимуляция приводит только к усилению напряжения в отношениях. Данная ситуация приводит к тому, что ребенок вынуждает себя находиться в этом телесном напряжении в надежде того, что мать когда-то воспользуется его телесным напряжением для своего расслабления.
Таким образом, каприз – телесное напряжение плода, находящегося в ожидании собственного расслабления маткой путем их взаимодействия.
На рисунке 1 видно, что при формировании каприза сначала происходит фактическое повышение телесного напряжения объекта, а затем лишь фантазийное расслабление, являющееся компенсаторной функцией.
Способы адаптации телесного напряжения объекта при капризе
- резкое повышение телесного напряжения ребенка матерью (какое-либо внезапное, решительное интенсивное действие, которое резко повышает телесное напряжение ребенка; единственным выходом из сложившейся ситуации для ребенка будет резкое расслабление и прекращение каприза; например, резко бросить личный предмет ребенка);
- неигнорирование телесного напряжения ребенка (например, не успокаивать ребенка, а наоборот принимать на себя его агрессию и, прочувствовав ее, возвратить ребенку в переработанном виде).
Последствия капризного поведения
- состояние напряжения капризного человека;
- постоянный поиск объекта для расслабления (чаще данная черта может быть отнесена к людям, которые не могут напрягаться);
- вынужденная самостимуляция капризного человека;
- постоянное пребывание ребенка в состоянии провокации со стороны своих родителей (родители вызывают в ребенке напряжение по причине желания взаимодействия с ним; при проявлении этого желания они перестают взаимодействовать с ним; данный процесс цикличный);
- капризный ребенок добивается определенного уровня телесного напряжения (определенный уровень телесного напряжения появляется в силу развития отношений, капризный человек поддерживает его за счет других людей).
Таким образом, капризность с точки зрения теории внутриутробных отношений – поддержание определенного уровня телесного напряжения плода в надежде на то, что это телесное напряжение будет полезно матке для ее расслабления.
Дмитрий Булатов, психолог, психоаналитик
Благодарю за помощь в написании статьи Елену Ваневскую и Рафаэля Тямаева
28 апреля 2012 г.
Екатеринбург