Найти в Дзене
🌍Географичка

Как я использовала материал по населению в школьном курсе географии

Здравствуйте, дорогие Читатели?

Если вы педагог, то наверняка сталкивались с проблемой подбора интересных материалов, статистики, особенно в таких скучных темах, как хозяйство и население страны.

Действительно, изучение тем по населению в школьном курсе географии – сложный и ответственный процесс. «Почему?» - спросите вы. Да все просто! Демография наука динамическая, как и большинство, связанных с людьми и их хозяйственной деятельностью.

Урок географии, 2016 год
Урок географии, 2016 год

Люди рождаются, умираю, изменяется такой показатель как прирост населения, уезжают на постоянное место жительства за границу, изменяя тем самым сальдо миграции. Семьи уезжают жить в пригород – увеличивая тем самым показатели маятниковой миграции.

Почему именно география стала наукой, которая постоянно сталкивается с изменениями статистики? Все дело в том, что географии – наука о природе земли, населении и его хозяйственной деятельности и именно географии, как учебному предмету, в школе принадлежит ведущая роль в ознакомлении детей с современным населением Земли, его численностью, составом, размещением и особенностями расселения в разных районах мира и странах различного социально-экономического типа.

· курс экономической географии в средней школе знакомит учеников с населением земного шара, отдельных материков и Украины;

· при его изучении дети получают знания о природе как естественной среде жизни;

· в нем показано значение природы в жизни и хозяйственной деятельности населения.

Урок географии, 2012 год, фото из личного архива
Урок географии, 2012 год, фото из личного архива

На уроках физической географии школьники узнают о воздействии антропогенных факторов на отдельные природные компоненты и природу ПТК в целом, об особенностях взаимодействия природы и человека в различных странах, о важности природоохранительных мероприятий для сохранения жизни на Земле.

Экономическая география дает учащимся знания о населении, как о главной производительной силе общества, об основных навыках населения. А также о трудовых ресурсах, как самой активной части населения и их роли в производстве, структуре занятости населения и особенностях его расселения в странах различного социально-экономического типа, об определяющем значении социально-экономических факторов в развитии и размещении населения.

Одна из важных задач курсов экономической географии - ознакомление учащихся с особенностями размещения трудовых ресурсов нашей страны, рационального использования природных богатств, которое необходимо для улучшения жизни людей.

Изучение этого материала способствует экономическому образованию учеников, играет большую роль в профориентации подрастающего поколения.

Система знаний о населении в школьном курсе географии представлена такими основными компонентами:

· численность и движение (естественное и механическое) населения;

· размещение и расселение (городское и сельское) населения;

· состав населения мира, страны, трудовые ресурсы и структура занятости населения, взаимодействие природы и общества.

Ученикам могут быть предложены вопросы на усвоение причинно-следственных связей, определяющих изменение численности населения, особенности его размещения, формирования расового и национального состава населения какой-либо территории, взаимосвязи между природой и населением, населением и хозяйством, природой, населением и хозяйством, связи между НТР и сдвигами в структуре занятости населения и др.

Урок геграфии
Урок геграфии

Задания должны предусматривать проверку умения вычислять среднюю плотность населения, давать характеристику населения материка и страны, населения и трудовых ресурсов своей области, страны, комплексную характеристику населения стран различного экономического типа с использованием карт атласа, приложения к учебнику и типового плана.

Если правильно спланировать учебную деятельность на уроке географии при изучении населения, то ребята смогут в любой ситуации самостоятельно найти необходимые им статистические данные по населению мира, произвести расчеты и сделать выводы.

Не будем забывать, что география наука динамическая, и мы не даем детям готовых решений, а учим их работать со статистикой, анализировать данные. Эти и другие навыки будут им необходимы при изучении не только других тем по географии, но и других школьных предметов, например, истории, математики, физики, биологии и других.

Фото из личного архива автора, опубликованы в закрытом альбоме ВК

https://vk.com/id27171289

Я географичка, которая путешествует и рассказывает об этом.

Подпишись на блог и узнаешь много интересного!

Записала первый небольшой онлайн-урок, оцените, пожалуйста!