Диагностика с пылью.
Несколько недель назад нам на диагностику сдали ЖК монитор. Обычное дело, старый ЖК монитор 19" с CCFL подсветкой. При сдаче клиент произнес набор фраз, на основании которых можно было многое понять как о самом мониторе, так и о его сдающем.
По словам владельца, у монитора перестала работать подсветка, но при деформации экрана она начинала появляться. Для тех кто понимает что такое 19 дюймовый, старый, "олдскульный" монитор, фраза о его деформации вызывала как минимум недоумение - как о силе деформатора, так и о его гениальности.
При приемке старых мониторов мы обозначаем возможный диапазон стоимости ремонта - до 1000 рублей (обычно укладываемся в 700-900), чтобы избежать неожиданностей и отсеять рассчитывающих на бесплатные работы, а также обозначить по нашему мнению целесообразную стоимость работ (в б/у сегменте целый 19 монитор можно купить за 1500-2000 рублей, поэтому ремонт в сумму более 1000 разумен только если это дорогой сердцу экземпляр и предмет памяти).
Стоимость диагностики при отказе от ремонта у нас составляет 300 р. - опять же по сути не окупает потраченного инженером времени на все операции от приемки до разборки, диагностики и согласования работ или отказа от них клиентом, но эта минимальная и честная на наш взгляд сумма ограждает сервис от желающих сдать технику и получить бесплатный вердикт без цели в последствии ее ремонтировать.
Отказов от ремонта у нас по статистике менее 5%, причем обычно это случаи, когда неисправности либо очень серьезные, либо их несколько и в любом случае на их устранение потребуется сумма превышающая разумный уровень - мы ценим наших клиентов и честно сообщаем о нецелесообразности подобного ремонта, предлагая оплатить 300 р и забрать монитор, либо оставить его на запчасти и не оплачивать диагностику.
Однако, бывают редкие "едкие" клиенты, целью которых является диагностика и "выедание" впоследствии мозгов по абсолютно разным причинам.
При отказе от ремонта в нашем сервисе можно получить акт о выполненных работах по диагностике, однако на каждый подобный случай мы такой акт не готовим - за все время работы подобные акты были востребованы преимущественно клиентами юридическими лицами, в любом случае при желании клиента получить такой акт мы готовы его сделать и предоставить.
Итак, вернемся к нашему случаю. Сданный монитор при включении действительно не включал подсветку, экран был в грязи, пятнах и подтеках , поэтому увидеть без подсветки изображение было затруднительно, но при помощи фонарика было установлено что скалер работает, картинка есть.
Разобрался монитор легко - по периметру были "заусенцы" на пластике от вскрытия отверткой (мы используем для вскрытия более нежный инструмент). После вскрытия мы увидели следы ремонты матрицы (как выяснилось, ранее в другом сервисе производилась замена ламп подсветки). В блоке инвертора была группа вытекших конденсаторов, поэтому было принято решение сначала заменить неисправные конденсаторы.
Вообще, все кто в теме знают, что в блоках питания (мониторов, компьютеров, ноутбуков и пр.) конденсаторы являются слабым звеном - на них влияет множество факторов (температура, нестабильное питание, проблемная схемотехника, проблемы с другими элементами в цепях и пр). Очень часто, если не тянуть с проблемой и заменить неисправные конденсаторы при первых симптомах, замена других элементов может не потребоваться, поэтому подобные ремонты повсеместно распространены и по факту требуют только наличия паяльной станции, материалов для пайки и качественных конденсаторов.
В интернет размещены сотни роликов, где "мастер" долго разбирает монитор, затем с умным видом вынимает блок питания с инвертором и потом минут 5 перепаивает конденсаторы, а затем монитор начинает работать. К сожалению, по нашей статистике, таких простых случаев сильно меньше 50% неисправностей с мониторами.
Вот и в нашем случае, после замены конденсаторов, подсветка не появилась. "Подкинув" рабочие лампы к инвертору, они также не зажглись. На другом инверторе подсветка матрицы клиента загорелась.
После более глубокой проверки работы инвертора, определена неисправность трансформатора. Связь деформации монитора с появлением подсветки (со слов клиента) в сервисе не обнаружена. С учетом найденных дефектов, стоимость ремонта инвертора была сопоставима со стоимостью замены инвертора на другой, был предложен вариант в предельную сумму (1000 р).
В последнее время, спасибо китайским площадкам, появились варианты приобретения блоков питания в сборе, по цене значительно дешевле, чем покупка отдельно элементной базы, которая обычно выходит в блоках из строя.
После звонка клиенту, последовал отказ от ремонта. Монитор был собран, впаянные элементы обратно не выпаивались.
Через неделю появился клиент, по его виду было очевидно что при выдаче будет происходить процесс "выедания" мозга - раздражительный тон типа"я КЛИЕНТ, за 300 рублей вы мне ноги целовать должны". "А где акт с описанием подробным неисправности? за что вы берете деньги?". 5 минут - акт был передан клиенту, чек пробит монитор возвращен.
Прошло 2 дня. Второй акт "выедания мозга" . Клиент вернулся! Оказывается, он поменял плату инвертора (самостоятельно, на другую, не на 4 лампы а на 2 лампы, умница!). И... обнаружил внутри экрана... ПЫЛЬ, которой до сдачи НЕ БЫЛО.
На вопрос, как мы засунули пыль в матрицу (которая вся заляпана, не работала при сдаче и ранее подвергалась уже разбору и ремонту и которую мы не разбирали, т.к. проблема была в инверторе) последовали 10 минут "выедания мозга".
Итог - недовольный клиент, отзыв с оценкой "1" и грустным рассказом "не ходите в этот сервис, там засовывают пыль в матрицы", "съеденный мозг" у инженера и испорченное настроение.
Вероятно, прочитав подобное и не работая в сервисе, я мог бы пожалеть клиента, однако прежде всего принимая на ремонт технику испытываешь желание помочь людям вернуть ее в рабочее состояние, без подвоха и обмана и отклонения клиента в третью сторону, особенно беспочвенные обвинения, не важно - умышленные или случайные, вызывают глубокое недоумение.