В сегодняшнем видео мы с историком, философом, религиоведом и писателем Алексеем Галкиным обсудили интересный клиентский случай, когда человек, пришедший на сеанс холо-массажа, прямо в ходе массажного процесса начал активно задавать вопросы о духовности, духовном поиске, ярко описывать свои опыты посещения различных ретритов, сатсангов, семинаров по «выходу из установок ума», практик «выхода в здесь и сейчас» и пр.
Основной же темой данного видео стало то, чéм же подлинный духовный поиск глубинно отличается от множества форм его иллюзорных искажений.
Приятного просмотра!
Главное отличие подлинного и иллюзорного духовного поиска — это мотивация, на которой человек приходит в эту сферу, т.е. то, что движет человеком в ней.
I. Основные виды мотивации иллюзорного духовного поиска:
избавление от проблематики:
- физической проблематики вроде хронических заболеваний;
- энергетической проблематики вроде существенной «просадки» уровня жизненных сил;
- эмоциональной проблематики: депрессии, разочарования, опустошённости, раздражённости, уныния, апатии;
- ментальной проблематики: потерянности, растерянности, прострации, непонимания как устроена жизнь, страха перед ней;
- социальной проблематики: нереализованности, проблем с построением карьеры;
т.е. идёт подмена всей перечисленной проблематики — духовной проблематикой, и у человека формируется психологическая зависимость от поля групповой энергетики на различных сатсангах, тренингах, ретритах, а также создаётся вера в то, что на очередном таком мероприятии человек сможет, не прикладывая никакого реального труда — решить разом все свои проблемы.
Корни такой иррациональной веры лежат в религиозной сфере, а точнее — в искажённом понимании тех образов «чудесных исцелений», которые пришли к нам из Евангелий и других священных книг.
В реальности за каждым таким исцелением стояла огромная предварительная внутренняя работа, проделанная исцелённым человеком — чтобы энергия Учителя или Святого могла «пройти» до физического плана человека и исцелить его.
Так что никакой «халявы» в духовном мире — нет, хотя именно на этой иллюзии и паразитирует вся современная «популярная духовность».
получение дополнительных благ от жизни, уважения, восторга и почитания окружающих.
и многие другие виды скрытых эгоцентрических мотиваций, незаметных извне…
II. Мотивация подлинного духовного поиска (хотя если человек не имеет собственного живого опыта в этой сфере — дальнейшие слова ему или ничего не скажут, или легко станут доступными для имитации):
экзистенциальный кризис и желание понять себя, понять жизнь, найти «поле смысла» (при этом вне контекста разговоров о духовности, вопросы к жизни подлинно ищущего человека — максимально конкретны).
Обретение такого живого реального понимания возможно только в реальном, происходящем вживую, тет-а-тет контакте Учителя и Ученика, носителя знания и человека ищущего.
Этот контакт затем приводит к общей живой реализации, сотрудничеству, в котором все качества, наработанные человеком в социуме — пройдут проверку на прочность.
Монахом раньше мог стать только знающий, умеющий, ответственный, надёжный, трудолюбивый человек. И лишь после многих лет труда в стенах монастыря он уходил в полностью духовную молитвенную реализацию.
К нынешнему моменту ничего не изменилось.
И хотя современный формат духовной реализации вышел далеко за рамки монастырской тематики, — качества, требуемые от человека для успешной духовной реализации — остались прежними.
А в конце сегодняшнего видео мы разобрали тему лже-гуру на ярком примере основателя Кундалини-йоги — Йоги Бхаджана