Найти тему
Психоанализ | ТВО

Где живут истоки наших фантазий?

"В поединке между действительностью и фантазией сила не всегда на стороне действительности".
Джон Стейнбек

Нормальное функционирование психического аппарата строится на прохождении следующего ряда последовательных этапов:

Телесное напряжение – Влечение – Удовлетворение – Телесное расслабление

По ряду причин данная последовательность прерывается или видоизменяется на каком-либо этапе. В результате этого ребенок или взрослый не удовлетворяет свое влечение, не снимает телесное напряжение и не достигает состояния телесного расслабления. Неудовлетворенные влечения не могут длительно функционировать в психическом аппарате; рано или поздно они находят различные пути выхода. Одним из основных путей трансформации нереализованных влечений являются фантазии.

Рассмотрим причины и механизм образования фантазий с точки зрения теории внутриутробных отношений и объектных отношений.

Причины формирования фантазий

1. на внутриутробном этапе:

  • недостаточная площадь поверхности соприкосновение плода и матки;
  • невовлеченность во взаимодействие обширных участков поверхности плода;
  • повышенное внешнее давление матки на плод в точке их соприкосновения;

2. на грудном этапе и в детском возрасте:

  • нарушение и прерывание процесса кормления (недостаточное количество молока, заболевания молочных желез у женщины, нежелание матери кормить ребенка грудью в силу различных обстоятельств);
  • недостаток тактильного соприкосновения с матерью;
  • искусственное вскармливание;

3. в переходном и взрослом возрасте:

  • влияние опыта недостатка соприкосновения предыдущих этапов (внутриутробного и грудного);
  • длительное отсутствие или невозможность удовлетворения потребностей.

Механизмы формирования фантазий

Внутриутробный этап

Предпосылки образования фантазий закладываются еще на внутриутробном этапе развития ребенка.

Для того, чтобы понять устройство и функционирование собственного тела, ребенку необходимо соприкоснуться с чем-либо. Первым объектом его  соприкосновения является матка. Следовательно, для наиболее полного понимания себя и формирования реалистичной картины мира необходима максимальная площадь соприкосновения плода и матки на внутриутробном этапе. В том случае, если площадь их контакта не достаточна, то плод не получает достаточной информации о своем теле и внешней среде, формируются предпосылки образования фантазий в будущем.

Опишем более подробно способ взаимодействия плода и матки, приводящий в будущем к формированию фантазий у ребенка. Главным признаком такого телесного функционирования является точечная площадь поверхности соприкосновения плода и матки. По этой причине все остальные участки теле плода остаются не вовлеченными во взаимодействие, а следовательно, и не познанными. Перед плодом встает задача формирования представлений о своем теле в условиях отсутствия соприкосновения. С этой целью он компенсаторно привлекает близлежащие телесные представители к целевому участку. Представление об устройстве своего тела в целом домысливается, формируется фантазийно. Таким образом, фантазия – компенсаторный телесный механизм в процессе формирования начальных представлений о своем теле.

Чем меньше площадь поверхности соприкосновения плода и матки, чем выше внешнее давление на этот участок, тем больше компенсаторных механизмов приходится привлекать плоду для понимания устройства своего тела, тем больше фантазий формируется у него в будущем.

Грудной этап и детский возраст

Наиболее яркое проявление фантазий становится возможным после рождения ребенка в грудном возрасте.

Основным событием грудного этапа для ребенка является грудное вскармливание. Грудное вскармливание выполняет ряд важных функций, главными из которых являются понимание устройства своей полости рта и материнской груди(форма, объем, вкус, запах, температура и другое). На протяжении этого процесса также происходит примитивное понимание устройства и функционирования своих внутренних органов и своего тела в целом путем поглощения молока и тактильного соприкосновения с матерью.

Если по каким-либо причинам нормальный процесс кормления нарушается, то узнавания какой-либо части полости рта и тела в целом не происходит. Для того, чтобы сформировать представления о своем теле, ребенок начинает домысливать ее, прибегая к такому компенсаторному механизму, как фантазии.

Переходный и взрослый возраст

В переходном и взрослом возрасте развитие фантазий выходит на новый этап. В них взрослый находит то, чего не хватает в реальности для удовлетворения своих влечений аналогично тому, как ребенок домысливает материнскую грудь, когда мать отнимает ее.

Структуры личности, для которых наиболее характерны фантазии

Структурой личности, для которой наиболее характерны фантазии, является шизоидная. Шизоидные личности обладают наименьшим опытом соприкосновения с матерью и близкими людьми. Отсутствие взаимодействия они компенсируют путем фантазий. Фантазии – основной способ защиты для них.

Другие структуры личности также обладают фантазиями, но для них они характерны в значительно меньшей степени.

Значение фантазий для психического аппарата

  1. служат способом формирования представлений о своем теле и окружающем мире;
  2. являются одним из способов удовлетворения влечений;
  3. обеспечивают сублимацию неудовлетворенных влечений;
  4. позволяют снимать или выдерживать телесное напряжение;
  5. делают возможным творческие процессы.

Последствия преобладания фантазий над реальностью

  • уход от реальности;
  • неадаптивность;
  • сложности в общении, состояние одиночества и депрессия;
  • потеря интереса к окружающему миру;
  • состояние психоза (дисбаланс между фантазийным миром и реальностью, ослабление Эго-функционирования);

Таким образом, фантазии с точки зрения теории внутриутробных отношений – компенсаторный механизм, позволяющий формировать представления о собственном теле путем вовлечения в функционирование участков тела, не задействованных изначально в соприкосновении.

Дмитрий Булатов, психолог, психоаналитик

Благодарю за помощь в написании статьи Елену Ваневскую

15 октября 2012 г.
Екатеринбург