Найти тему
Городская крапива

Подводные воины. Часть 1

Оглавление

Спустившись однажды с улицы Светланской к Корабельной набережной, рядом с подводной лодкой-музеем С-56 я увидела ребят, столпившихся у небольшого памятника с колоколом.

Корабельный колокол памятника
Корабельный колокол памятника

Каждый из них по очереди бил в него. Табличка сообщала о тринадцати подводных лодках. Значит, у памятника колокол не простой, а корабельный.

-3

Что же это за памятник такой? Кому возведен? Решила узнать побольше об именах, выбитых на табличке.

Он поставлен в честь пионеров подводного плавания на Тихом океане. На табличке памятника стоит дата 1905 год. Именно в этом году началась история подводного флота во Владивостоке.

Памятник пионерам подводного плавания
Памятник пионерам подводного плавания

19 марта 1906 года в классификацию судов Российского императорского флота занесли новый вид боевого судна – подводная лодка. Этот день теперь является Днем моряка-подводника.

Но история российского подводного флота началась в 1905 году, во Владивостоке, где со времён Русско-Японской войны и до 1916 года располагалась первая боевая локация военных сил – тринадцать подводных лодок. Их называли «чертова дюжина».

Первая подводная лодка «Форель» появилась у нас в 1904 году, она была электрической. Затем по железной дороге прибыли еще четыре субмарины: «Скат», «Касатка», «Налим» и «Фельдмаршал граф Шереметьев».

Подлодки собирали, а затем проводили их испытания на погружение, действие механизмов и оборудования. Пионеры подлодок осваивали техническую сторону плавания под водой на судне и стрельбы минами.

Чуть позднее приехали еще две субмарины: «Сом» и «Дельфин».

Подводная лодка "Сом". фото из портала "Старый Владивосток"
Подводная лодка "Сом". фото из портала "Старый Владивосток"

Итого их стало семь. Начальником подводных воинов назначили лейтенанта А. П. Плотто.

Экипажи набирались из добровольцев: матросы и офицеры надводных кораблей.

«Осетр» и «Кефаль» прибыли спустя несколько месяцев. Базу подлодок было решено разместить в бухте Улисс. Рядом были построены ремонтные мастерские и казармы.

6 апреля в 1905 году состоялся первый бой. Подлодки отразили нападение японских крейсеров, зашедших в бухту Преображения.

К концу Русско-Японской войны добавилось еще 4 подлодки: «Щука», «Бычок», «Палтус», «Плотва». И вот их стало 13.

Моряки-подводники, служившие на тех тринадцати лодках, проявляли настоящие мужество и силу духа. Надо обладать отвагой, чтобы участвовать в испытаниях подлодок, практически не имея опыта и учась на своих ошибках. А аварии и неприятности случались и нередко. Из-за отсутствия достаточного опыта управления подводным кораблем.

С 1914 года началось постепенное расформировывание военно-подводного флота. Решили что это «оборонительное оружие умеренной ценности».

Часть лодок отправили на черноморский флот, часть на балтийский. В 1916 году осталась только одна субмарина «Дельфин», но и ее отправили в Мурманск.

Подводная лодка "Дельфин". фото от А.М. Буякова
Подводная лодка "Дельфин". фото от А.М. Буякова

…Подводный флот возродился только спустя 16 лет, в 1932 году.

Что же случилось с "чертовой дюжиной" в итоге?

"Форель"(Германия) — затонула в 1910 году, впоследствии сдана на металлолом.

"Касатка" (Россия) —участвовала в Первой мировой и Гражданской войнах. В 1925 году разобрана на металлолом.

"Скат" и «Налим» (Россия) — в составе Черноморского флота «воевали» в Первой мировой войне. В 1919 году затонули.

"Фельдмаршал граф Шереметьев" (Россия) — в 1917 году была переименована на "Кета". С 1918 года хранилась в Петрограде, в 1924 году разобрана на металлолом.

"Сом" (США) — погибла в Аландском море в результате столкновения с шведским пароходом "Онгерманлэнд" в 1916 году.

"Дельфин" (Россия) — в 1916 году была доставлена в Мурманск, в 1920-х годах разобрана на металл.

"Осётр", «Палтус», «Бычок» и «Плотва» (США) — до 1913 года нигде не участвовали, затем их вывели из боевого состава флота, позже сданы на разборку.

"Кефаль" (США) — в 1916 году закончила военную карьеру, в 1922 году разобрана на металлолом.

"Щука" (Россия) — с 1914 года служила в Одессе, Николаеве, Петрограде. 25 февраля 1918 года в разобранном виде ее захватили немецкие войска и позже отправили на переработку.

Подводные лодки, 1908 г. фото из портала "Старый Владивосток"
Подводные лодки, 1908 г. фото из портала "Старый Владивосток"

Да, теперь они стали историей, и напоминают о себе в возведенных памятниках.

Вторая часть о подводных лодках здесь: "Подводные воины. Часть 2"

Ваша подписка - лучший подарок автору!

Спасибо!