Спустившись однажды с улицы Светланской к Корабельной набережной, рядом с подводной лодкой-музеем С-56 я увидела ребят, столпившихся у небольшого памятника с колоколом.
Каждый из них по очереди бил в него. Табличка сообщала о тринадцати подводных лодках. Значит, у памятника колокол не простой, а корабельный.
Что же это за памятник такой? Кому возведен? Решила узнать побольше об именах, выбитых на табличке.
Он поставлен в честь пионеров подводного плавания на Тихом океане. На табличке памятника стоит дата 1905 год. Именно в этом году началась история подводного флота во Владивостоке.
19 марта 1906 года в классификацию судов Российского императорского флота занесли новый вид боевого судна – подводная лодка. Этот день теперь является Днем моряка-подводника.
Но история российского подводного флота началась в 1905 году, во Владивостоке, где со времён Русско-Японской войны и до 1916 года располагалась первая боевая локация военных сил – тринадцать подводных лодок. Их называли «чертова дюжина».
Первая подводная лодка «Форель» появилась у нас в 1904 году, она была электрической. Затем по железной дороге прибыли еще четыре субмарины: «Скат», «Касатка», «Налим» и «Фельдмаршал граф Шереметьев».
Подлодки собирали, а затем проводили их испытания на погружение, действие механизмов и оборудования. Пионеры подлодок осваивали техническую сторону плавания под водой на судне и стрельбы минами.
Чуть позднее приехали еще две субмарины: «Сом» и «Дельфин».
Итого их стало семь. Начальником подводных воинов назначили лейтенанта А. П. Плотто.
Экипажи набирались из добровольцев: матросы и офицеры надводных кораблей.
«Осетр» и «Кефаль» прибыли спустя несколько месяцев. Базу подлодок было решено разместить в бухте Улисс. Рядом были построены ремонтные мастерские и казармы.
6 апреля в 1905 году состоялся первый бой. Подлодки отразили нападение японских крейсеров, зашедших в бухту Преображения.
К концу Русско-Японской войны добавилось еще 4 подлодки: «Щука», «Бычок», «Палтус», «Плотва». И вот их стало 13.
Моряки-подводники, служившие на тех тринадцати лодках, проявляли настоящие мужество и силу духа. Надо обладать отвагой, чтобы участвовать в испытаниях подлодок, практически не имея опыта и учась на своих ошибках. А аварии и неприятности случались и нередко. Из-за отсутствия достаточного опыта управления подводным кораблем.
С 1914 года началось постепенное расформировывание военно-подводного флота. Решили что это «оборонительное оружие умеренной ценности».
Часть лодок отправили на черноморский флот, часть на балтийский. В 1916 году осталась только одна субмарина «Дельфин», но и ее отправили в Мурманск.
…Подводный флот возродился только спустя 16 лет, в 1932 году.
Что же случилось с "чертовой дюжиной" в итоге?
"Форель"(Германия) — затонула в 1910 году, впоследствии сдана на металлолом.
"Касатка" (Россия) —участвовала в Первой мировой и Гражданской войнах. В 1925 году разобрана на металлолом.
"Скат" и «Налим» (Россия) — в составе Черноморского флота «воевали» в Первой мировой войне. В 1919 году затонули.
"Фельдмаршал граф Шереметьев" (Россия) — в 1917 году была переименована на "Кета". С 1918 года хранилась в Петрограде, в 1924 году разобрана на металлолом.
"Сом" (США) — погибла в Аландском море в результате столкновения с шведским пароходом "Онгерманлэнд" в 1916 году.
"Дельфин" (Россия) — в 1916 году была доставлена в Мурманск, в 1920-х годах разобрана на металл.
"Осётр", «Палтус», «Бычок» и «Плотва» (США) — до 1913 года нигде не участвовали, затем их вывели из боевого состава флота, позже сданы на разборку.
"Кефаль" (США) — в 1916 году закончила военную карьеру, в 1922 году разобрана на металлолом.
"Щука" (Россия) — с 1914 года служила в Одессе, Николаеве, Петрограде. 25 февраля 1918 года в разобранном виде ее захватили немецкие войска и позже отправили на переработку.
Да, теперь они стали историей, и напоминают о себе в возведенных памятниках.
Вторая часть о подводных лодках здесь: "Подводные воины. Часть 2"