Возвращаюсь к теме "перегибов на местах" и издержках административно - командной системы.
Вырос я в Узбекистане, в небольшом городке под Термезом. И там, на окраине Союза, местные чиновники умудрились так извратить идеи социализма, что поневоле думалось - Советская власть только в Москве, ну и в крупных городах, может быть. А в провинции везде разгильдяйство, показуха, и "очковтирательство".
Начнём с того, что Узбекская ССР была основным поставщиком хлопкового сырья для лёгкой промышленности. План надо было выполнять любой ценой - хоть стой, хоть плачь, хоть ползком кричи. Поэтому в сборе урожая хлопковых полей принимало участие почти всё население республики. Не привлекали, по моему, только рабочих с заводов и строительных организаций. Остальных всех - школьников, студентов, бюджетников, госслужащих, ну и колхозников само собой, можно было смело фотографировать под лозунгом - "Ватанга - 500 000 000". Что означает - мы все дружно как один, должны Родине 500 миллионов тонн хлопко - сырца, и не грамма меньше. Колхозники, можно сказать, ночевали в поле, бюджетников и чиновников "гоняли" на хлопок в их законные выходные, студенты вкалывали как негры, ну, а про школьников - отдельный разговор.
Начиная с 4го класса детей уже привлекали к трудовой повинности. Суббота у них была неучебным днём и два дня в неделю - субботу и воскресенье, они, вместе с учителями оказывали посильную помощь братьям - колхозникам. Ну, а старшие классы, с 7 - 10, в полном составе, за исключением больных и тех, чьи родители купили справки, выезжали в служебную командировку на два с половиной месяца. Где то середины сентября по конец ноября. С собой мы должны были взять тёплые вещи и постельные принадлежности - матрас, одеяло и подушку. Матрас в тоже время служил и кроватью - потому что спали мы на полу. Увозили нас недалеко от города - километров 10 - 15, в пригородные совхозы. И жили мы обычно на полевых станах - это такой дом посреди полей где нибудь возле арыка, обычно без электричества и каких - либо удобств. Мальчики в одном, девочки в другом.
Сам дом состоял из трёх больших комнат и одной маленькой. В маленькой жили учителя, в одну большую заселяли русскоязычное население школы - с четырёх классов набиралось человек 20. В одной - узбекские 7 - 8 классы, в последней - узбекские старшеклассники.
Конечно, когда мы были уже "старшаками" - в девятом - десятом классе - было намного веселей, поэтому эти времена мне мало запомнились. А вот "трудовые подвиги" в 7ом и 8ом - отчётливо.
Осенью 1978 года мне было 13 лет, тогда я впервые оказался в такой вот "экспедиции". Для тринадцатилетнего ребёнка, до этого без родителей жившего лишь в пионерлагере, новые впечатления были немножко странновато - дикими. Это был далеко не пионерлагерь. В лагере не надо работать, питание там нормальное четырёхразовое, спали мы в одном помещении с вожатыми на чистых простынях. А здесь - двадцать пацанов разных возрастов в одной комнате без взрослых. Ничего не скажу, "старшаки" помогали нам, как могли, на первых порах в бытовых вопросах. Но и дураков всегда хватало.
Спали мы в одежде, мало того - в кедах и перчатках. Потому что были такие "приколисты", которые любили делать "велосипед" и "гитару". Это когда спящему между пальцев вставляют бумагу и поджигают. А если у кого крепкий сон, то могло получиться и "гитарист на велосипеде". Смешно, если со стороны.
Кормили нас так - утром хлеб и сладкий чай, в обед опять тоже самое, а вечером шурпа - густоватая жидкость и отдельно, по кусочку картофеля тыквы и мяса. Особого голода я не помню так как хлеб и чай были в волю, пайковым был только сахар. Но и трёхразовым питанием назвать это сложно. Можно было брать с собой продукты из дома - консервы, выпечку, овощи. Но всё это съедалось в первый же день. Почему? Да потому что когда мы уже стали "старшаками" и жили по "понятиям", то ничего с собой из дома не брали. Кроме сигарет. Считалось, что еду правильный пацан добудет себе сам. Вот поэтому - и в первый день.
Работа сборщика хлопка, хоть и нетрудная, но утомительная и нудная. Тебе выделялся "агат" - два ряда кустов хлопчатника с созревшими коробочками. Нужно было идти между этих рядов, выбирать хлопок из коробочек и складывать в фартук. Фартук - это квадратный кусок мешковины с пришитыми лямками. Лямки связывались с концами и крепились в районе поясницы. Получалась сумка как у кенгуру, только пониже - в районе "между ног". Когда в фартуке набиралось 3 - 4 кг, надо было пройти вперёд по "агату" и сделать "хирман" - место хранения хлопка для его сдачи. Когда в "хирмане" набиралось 12 - 13 кг хлопок складывали в тот же фартук, утрамбовывали ногами, и несли сдавать на край поля - там обычно стоял трактор с телегой и весами. Ну вот, в принципе, и вся суть. Работа не хитрая, большого ума не требует. Какой либо сноровки и специальных навыков тоже. А то что кожа на руках быстро грубеет, покрывается ссадинами и "цыпками" - это уже побочный эффект.
Рабочий день официально был установлен с 8 утра до 7 вечера. Хоть это и не укладывалось ни в какие рамки - ни КЗОТа, ни Конституции ни других "завоеваний Октября". Рабочая неделя длилась 10 дней, потом на один день отпускали домой - помыться в бане и сменить одежду. Платили за такой труд копейки в прямом смысле - какой нибудь нищий на вокзале за час набирал намного больше, чем мы зарабатывали за день. И если бы всё это было действительно так, то, безусловно, можно было назвать такой труд рабским.
Но дети учатся у взрослых, и если система "очковтирательства", то и мы "очки вотрём". Работали, в основном, до обеда, после обеда уходили на бахчу за арбузами или где нибудь в укромном месте резались в "ножички", или карты, или просто лежали - травили анекдоты и всякие небылицы. Ближе к вечеру собирал ещё кг 5 - 10, чтобы не уходить с поля с пустыми руками. Учителя всё это видели, но делали вид, что не замечают. Потому что если на нас сильно "наехать", то половина ребят в ту же ночь сбегут домой. Вообще, сбегали мы часто - выдержать 10 дней такого режима было сложновато, особенно на первых порах. Сбегали группой по 6 - 8 человек. Договаривались с вечера, потом один не спал, а ближе к двенадцати будил всех остальных. До трассы шли напрямую, через поля, кишлаки, колхозные сады и огороды. Приходилось убегать от собак, перелазить через заборы, перепрыгивать арыки. Всё это под "покровом ночной темноты". И хотя в то время среди пацанов "борьба за место под солнцем" была очень жёсткой - были стычки и с одноклассниками, и с ребятами их других классов, и с узбекскими "однохлопчанинами", но на время побега, мы были одним сплочённым коллективом. Если кто то отставал - ждали, потерялся - искали. Не мог перелезть через забор или забраться на крутой откос - помогали.
Потом выходили на трассу и уже по ровной дороге шли в город. Приходили уже к рассвету, и с первыми городскими домами наша "дружная банда" распадалась - тут уже каждый отвечал сам за себя. И по одиночке разбредались короткими путями каждый на свою улицу.
На этом первая часть заканчивается. Подписывайтесь на канал, будет продолжение. Всем здоровья, удачи, позитива!