Про проф. образование сейчас не говорит только ленивый, и куда движется уровень реальных знаний студента - все прекрасно видят. Даже уровень вопросов приходящих мне для консультаций, с каждым годом все ниже и ниже.
Законодательство наше создало в 2015 г нормы, которые ограничивали прием на работу преподавателей, не имеющих ученой степени, носила рекомендательный характер, но с 1 января 2020 года должна была стать обязательной для всех вузов. Этого не произошло, представители профессионального сообщества поддержали отмену стандарта.
Ситуация с профстандартами от 2015 соответствует афоризму Черномырдина: „хотели как лучше, а получилось как всегда“.
Кроме того, в самом проф.стандарте был ряд неточностей, а некоторые положения были просто абсурдны. Например, то, что все — от ассистентов до доцентов — должны получить не только высшее образование, но и дополнительное профессиональное образование по своей дисциплине. Хотя логичнее было бы выдвигать специальные требования тем сотрудникам, чей диплом не соответствует направлению.
По факту, не все преподаватели — ученые. Есть люди, которые хорошо владеют профессией, имеют прекрасный опыт и должны передавать свои практические навыки.
До этого момента преподавателям без ученой степени не разрешалось преподавать в специалитете и магистратуре, имелись серьезные ограничения и для программ бакалавриата. Но причем, еще раз подчеркиваю, это была рекомендация, а не обязательное требование. Хотя, в большинстве своем, ВУЗы побежали отчитываться под козырек, стали «выжигать каленым железом/уволнять» неученых.
При этом, пострадали в первую очередь студенты, которые недополучили знания и вышли не до конца подготовленными на рынок труда, ну и сами ВУЗы потеряли свою "статутность".
Скажу исходя из собственного опыта, сначала преподавателей практиков выперли, а теперь будем завлекать обратно? Интересно, что из этого получиться.
Точка невозврата явно пройдена, т.к. преподавательская деятельность, именно когда ты работаешь на основной работе, и преподаешь после работы - лично для меня была как «чемодан без ручки – и тащить тяжело и выкинуть жалко». Изначально, по молодости, хотелось нести светлое, доброе. Т.е. я выезжал на собственном голом энтузиазме, потом с возрастом этот энтузиазм дошел до отметки ноль и ниже. А в 2015, по-царски отсекли педагогов практиков, думали, что вот и заживем, запануем, зачем нам неучи «безтутилованные» в преподавательском составе. Разделим их часы, побольше глядишь заработаем сами.
А большинство отсеянных преподов, выдохнули и сказали, ну вот и хорошо, проблема сама решилась. Одной головной болью меньше, больше времени будет на основную деятельность, т.к. как не крути, но правильно пел Михаил Круг,
-… Со студентами нервы струнами…
С каждым годом, интерес к учебе у большинства студентов пропадает. Если из группы 20-25 человек, найдется 1-2 желающих учиться, они обычно становятся краснодипломниками, то это уже хорошо. Обычно действительность - того печальнее. С некоторыми отличниками тоже невеселая история, есть, конечно, исключения, но обычно пятерочники мыслят шаблонно, для них всегда 2+2=4, а как показывает человеческая практика, это далеко не всегда так. Отсутствует гибкость мышления, всегда нужен шаблон, методичка, алгоритм, пинок… если этого нет – то человек входит в ступор, и не знает что делать. Некоторые троечники, тут гораздо эффективнее, они не входят в депрессию, а занимаются поиском решения проблемы, т.е. выкручиваются, как могут. Этому их научила жизнь в учебном заведении – пока они там получали образование. Они привыкли к трудностям, им никто «автоматом» ничего не ставил.
Троечники стрессоустойчивее, они привыкли к неудачам, и поэтому принимают полученную двойку спокойно. Получил двойку – пойду, исправлю, а у отличника – это трагедия, стресс, депрессия.
Как показывает статистика, основная группа риска — отличники, люди, которые привыкли быть победителями несмотря ни на что, всегда и всюду. Это товарищи с завышенной самооценкой, высокими требованиями к себе и (что еще важнее) родителями, которые ждут от них свершений. Понятно, что не надо всех под одну гребенку, есть и исключения...
Ладно, отвлекся от основной темы….
Теперь лично меня, в это преподавание в ВУЗе, ничем не заманишь, да и кто меня возьмет туда - со свиным рылом – да в калашный ряд, нельзя такое допустить! Само руководство ВУЗа - такой чужеродный элемент не пропустит. Все же отточено, все же налажено - надеюсь все поняли о чем я говорю...
Кстати, а что значит «калашный»? Значение этой пословицы такое - человек, принес продавать голову свиньи в торговый ряд, где торгуют (калаЧный ряд) хлебом. Вот так и происходит, в любом коллективе есть свои неписанные законы, а тут приходит новичок со своей точкой зрения и нарушает привычный уклад местного населения, вносит сумбур, корректирует поросшие мхом методички, а того хуже находит в методичках грубые ошибки и намекает что все что перечитывают учителя надо уже корректировать с поправкой на современность...
Все - ты враг народа!
Капиталистическая система превратила обучение уже в схему "товар-деньги", нету уже таинства, которое описывал Николай Некрасов, а именно «…Учитель! перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!»
Вспомните, как было раньше, кто учился в прошлом веке, все смотрели на учителей как на небожителей, их уважали, их даже побаивались.
А сейчас, очень хорошо можно описать словами Юрия Визбора
….Все на продажу понеслось,
И что продать, увы, нашлось:
В цене все то, что удалось,
И спрос не сходит на интриги.
Явились всюду чудеса,
Рубли раздув, как паруса,
И рыцарские голоса
Смехоподобны, как вериги.
Уровень образования упал не только у студентов, но и у тех, кто занимает определенные должности в строительстве.
Сейчас, народ уже 2+2 не может посчитать без гугла. Уже некоторые люди, далеко давно не студенты, имеющие руководящие должности, разучились мыслить, а может и не умели.
Причем все бы ничего, но непонятно зачем очередной «коллега» вылезает со своими абстрактными матерными комментариями,
показывая свой неоднозначный уровень знаний. Что хотел сказать товарищ, не понятно. Крик души наверное))))
Перед этим, у себя постим некую шпаргалку, не видя в ней грубейшую ошибку, главное репостнуть бездумно, хотя такой расчет можно сделать в екселе за 5 минут.
Хотя есть еще тот, кто, ставит, мягко говоря, под сомнение эту шпаргалку (один из 207), - и правильно делает.
Ответ, по классике жанра, последовал "директорский".
Как говорил один из моих бывших таких же псевдодиректоров.
-Сам обозначил проблему (вопрос) сам и решай!
Курс электротехники, во всех ВУЗах есть, уж расчет тока в трехфазной сети, по-моему, проходили в школе, да в интернете куча информации.
Но господин "тех. директор", не глядя делиться «ценной» информацией. А проконсультироваться у своих подопечных - это ниже собственного достоинства. Вот так и строим, сегодня автомат по «шпаргалке» поставим, завтра цемент заменим песком, или на программу поставим таймер, чтобы она перестала работать…
Про таких товарищей есть бородатый анекдот.
Собрались бывшие одноклассники в ресторане. После окончания школы прошло двадцать лет — самое время поделиться своими успехами и достижениями в жизни.
— Я работаю инженером, руковожу отделом в двенадцать человек! — сказал бывший отличник Миша, и всё одобрительно загудели, мол, мы и не сомневались в твоём успехе.
— Я выучилась на врача и руковожу частной клиникой, — похвасталась бывшая староста класса Маша, и одноклассники завистливо присвистнули.
— А я генералом стал, — заявил повзрослевший Вовочка.
Все жутко удивились:
— Как же так ты смог? Ты ведь учился очень плохо!
— Ага, и с дисциплиной полная беда была!
— Ты же не знал даже таблицу умножения!
Вовочка в ответ как рявкнул командным голосом, что все резко замолчали:
— А я и сейчас не знаю! — грохнул кулаком по столу так, что все ещё и пригнулись. — Но чтобы завтра к утру уже было все готово!!!
Извиняйте господа, но мне есть с чем сравнивать. Я работал с ГИПами и директорами, которые проверяли проекты, перед тем как выдать документацию в верстку. Это не считалось чем-то зазорным, а наоборот добавляло уважения.
Такими мегазубрами в проектировании, с которыми я работал, являются Александр Сергеевич Анциферов и Солдатов Владимир Алексеевич.
Уйдут они, больше таких не будет, на их место придут Главные Исполнители Пересылок, которые будут четким подобием Вовочки из анекдота выше.
Сейчас наблюдаю некое подозрительное затишье, тут конечно внесла свой вклад и коронка. Студенты и их родители пока спокойны и в большинстве своем, еще свято, до сих пор, верят, что именно им, т.к. они исключительные, повезет больше всех, и со школой и с ВУЗом и с работой. Прозрение наступает у единиц, и то слишком поздно, когда уже переучиваться бесполезно и даже вредно.
Ну и собственно, к чему эта статья. А к тому, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Никто не знает, где жмет сапог, как хозяин этого сапога. Ну, а кто ждет, что прилетит волшебник в голубом вертолете и БЕСПЛАТНО…. Это возможно, если вы дите министра, депутата и т.д.
Прочитайте опыт про лягушку в миске с водой, когда температуру воды постепенно доводят до кипения...
Да и если честно, страшновато попасть к медику, купившему свой диплом.
Видел в интернете видео, смысл его такой. Студентка мед. института пришла на экзамен, достался вопрос про диагностику острого аппендицита, в итоге, положив денежки в зачетку она благополучно «сдала» экзамен. Все довольны- препод получил денежки, студентка «получила» экзамен. В итоге, через некоторое время препод попал на стол к своей экс. студентке, которая к тому времени уже работала в больнице – зря что ли она училась. Исход, думаю, все догадались - какой был у «учителя».
***
Спасибо что дочитали. Буду рад вашей поддержке в виде лайка и подписки на канал. И смотрите другие публикации на канале.
У кого есть вопросы, то пишите мне на почту 77gazсобакаmail.ru
Пишется все без пробелов, слово собака заменить на символ @
Не забудьте вступить в группы в ВК для общения: