Посмотрел "Медведя Бригсби". Не понимаю, как этот фильм три года ходил мимо меня. Я о нём даже не слышал. Спасибо сервису "Иви" — и за то, что подсунул мне его, и за крайне идиотское описание, из которого едва ли можно понять, о чём на самом деле кино.
Я не буду столь благороден и слегка огорчу вас спойлерами. К счастью, уже декабрь 2020 года и вы, вероятно, этот фильм уже видели. Если нет, то сорян.
Сюжет, вкратце, таков: парень почти с рождения и до двадцати пяти лет живёт в бункере, думает, что мир заражён, и живьём видит только родителей. Помимо этого его мир составляют две игрушечные светящиеся пчелы за стеклянным куполом, пластиковая лиса там же (то есть потрогать их он не может) и бесконечный кукольный телесериал про героического медведя, который снимают специально для него и показывают с кассет на видеомагнитофоне. А потом кое-что случается и герой выходит в обычный мир 2017 года. Ну и каким-то образом в нём адаптируется.
Фильм чрезвычайно мил, приятен и, по сути, лишён отрицательных персонажей. Что касается его сюжета, родился он на хорошо унавоженной почве и наследует традиции, которую можно с чистой совестью назвать древнейшей. Тут и всевозможные благородные дикари, от шумерского Энки, через вольтеровского Гурона, до касоновского Пабло, хайнлайновского Майка и далее, и "Бегство Логана", и "Шоу Трумана", и, разумеется, Каспар Хаузер (прежде всего в интерпретации Вернера Херцога и Бруно С.). Причём из "Бегства Логана" в здешнем герое отражаются и сами беглецы Логан и Джессика, и пожилой "любимый сын", герой Питера Устинова.
Нельзя не вспомнить и ещё один фильм, предшествовавший "Медведю Бригсби", — "Клык" Йоргоса Лантимоса. Там, правда, побегом героини из замкнутого колченогого психопатического мирка, созданного её отцом, всё и заканчивается, мы не можем наблюдать за столкновением беглянки с большим миром, но зато сам огороженный мирок показан отлично. Здесь, в "Медведе", всё начинается как раз с выхода в настоящий мир. И мы видим, как, выйдя в него, герой тащит за собой наследие бункера, в котором вырос. В его случае не такое уж, к слову, и плохое. В каком-то смысле можно сказать, что "Медведь Бригсби" — это "Клык" по-доброму, "Клык" с хэппиэндом.
Замечу, что сам фильм "Клык" — ремейк мексиканской ленты 1973 года El Castillo de la Pureza ("Замок чистоты"). Но ремейк не буквальный, а вносящий в безумие новые краски и нотки, одновременно и более фантасмагоричный, и значительно отъехавший к минимализму, к схематичности. В свою очередь, "Замок чистоты" ближе к теме домашнего насилия, понятного родительского и мужского деспотизма, которые, собственно, и выкручены в этом фильме до уровня, на котором даже сами жестокие домашние деспоты воспримут показываемое как странность и скажут, что у тамошнего деспота ролики-то сточились.
Переселяясь из "Замка чистоты" в "Клык", деспот становится вроде как чище, мотивированнее, спокойнее, но одновременно и в чём-то безумнее, и в своей схематичности опасно более похожим на слишком многих.
Я бы, конечно, посоветовал вам посмотреть и "Замок чистоты", и "Клык", и вообще все упомянутые здесь фильмы, а если по-хорошему, то и вовсе начать с чтения Ша Нагба Имуру, но, во-первых, жизнь слишком коротка, во-вторых, я лучше всё-таки изложу мысли, на которые меня навёл "Медведь Бригсби".
Дело в том, что мы все в какой-то степени Каспары Хаузеры/Джеймсы Поупы (имя главного героя "Медведя"). Мы заточены в рамках, например, семьи и школы, которые пичкают нас своим суррогатом мира, и другого мира у нас нет, а потом мы выходим в другой (условно — большой) мир, удивлённо осваиваем его, но тянем в него за собой наследие наших персональных "бункеров".
Вы скажете, что обычно родители и школьные менторы не психи... Или не скажете?
Если смотреть шире, каждый из нас в любую минуту в таком бункере и в любую следующую минуту может из него выйти, столкнувшись с новыми обстоятельствами. И хорошо, если в этом бункере мы получили какой-никакой кругозор, чтобы внешний мир не был для нас совершенно контрфункциональной средой. А ещё хорошо, когда тебя любят, когда с тобой дружат, разделяют с тобой твои дела, цели и заморочки. В этом смысле "Медведя Бригсби" хорошо смотреть именно на фоне прежних произведений, но и, так сказать, соло в нём тема дружбы, доброго человечного отношения, общности вряд ли пройдёт мимо вашего внимания. В какой-то степени он о том, что друзья помогут тебе и тащить твоё наследие бункера, и избавиться от него. И даже деспот, заточивший тебя в этом бункере, если не только стремится встроить тебя в свои параноидальные схемы, а их в тебя, но и искренне старается с тобой дружить, не так плох, как деспот, относящийся к тебе исключительно как к проекту или материалу.
В конце концов, большинство из нас как-то переходит и из детства во взрослую жизнь, и из минуты в минуту. И в доброжелательном обществе, в обществе друзей делать это проще и радостней.
Обыденные вещи и мысли, но приятно лишний раз увидеть. Хотя бы и на экране. Приятно узнать, что кто-то это понимает. Особенно после некоторых прежних версий, наполненных пусть и красивой, но безысходностью.
И ещё одна важная мысль из "Бригсби": даже если часть тебя сформирована в дурацком бункере под монопольным влиянием парочки психопатов, это всё равно часть тебя. И ты можешь эту часть любить, дорожить ею, считать её важной. И другие, если хотят быть близки с тобой, должны понимать, что им будет сложно добиться этого, если просто отвергать часть тебя. Пусть, с их точки зрения, эта часть и какая-то неправильная. Ты, видимо, можешь перестать быть нынешним тобой и стать другим, люди постоянно меняются, но не мгновенно. Ты не выбросишь часть себя в один момент, даже если тебе объяснили, что с ней что-то не так, и ты это вроде бы даже понял и согласился. В фильме такая часть — влечение к безобидному милому телешоу. В жизни бывает сложнее и неприятнее. Но принцип тот же.
Хочется закончить так, будто это проповедь. Да.
Будьте внимательны друг к другу. Особенно если видите, что ваш визави недавно вылез из бункера и ещё близоруко щурится на свет и таскает с собой снарядный ящик.
_______________________________________
Почитать
- "Эпос о Гильгамеше"
- Алехандро Касона "Третье слово" ("Дикарь")
- Олдос Хаксли "Дивный новый мир"
Посмотреть
- "Человек ниоткуда" (1961)
- "Замок чистоты" (1973)
- "Каждый за себя, а Бог против всех" (1974)
- "Бегство Логана" (1976)
- "Новые амазонки" (1984)
- "Шоу Трумана" (1998)
- "Клык" (2009)
- "Медведь Бригсби" (2017)