Найти в Дзене
Психоанализ | ТВО

Ущербность

"Наш глубочайший страх не в том, что мы ущербны. Наш глубочайший страх лишь в том, что мы сильны…"
Мандела, Нельсон

Большинство людей достаточно хорошо осознают свои сильные стороны и недостатки, стараясь наиболее эффективно использовать плюсы и скрыть минусы. Но у некоторых существует определенная проблема, связанная с чувством своей неполноценности. Такое чувство ущербности мешает людям общаться, удовлетворять свои потребности, реализовывать себя, тормозит их развитие. В крайних случаях оно может представлять столь существенную проблему, что служит непосредственной причиной обращения на терапию.

Несмотря на это, литературы, посвященной чувству ущербности, очень мало. Рассмотрим причины и механизмы развития данного чувства с точки зрения теории внутриутробных взаимоотношений.


I. Теоретические аспекты

Причины и механизмы образования чувства ущербности с точки зрения ТВО

На этапе беременности:

  1. общее повышенное внутреннее телесное напряжение будущей матери;
  2. состояние хронической неудовлетворенности у будущей матери;
  3. непонимание будущей матерью путей взаимодействия с объектами;
  4. различные формы агрессии у будущей матери, чувство стыда;
  5. отсутствие взаимопонимания и близких взаимоотношений между членами семьи будущей матери;
  6. непонимание способа взаимодействия будущей матери с плодом;
  7. отсутствие взаимопонимания во взаимоотношениях с мужем.

В период детства:

  1. общее повышенное внутреннее телесное напряжение ребенка;
  2. непонимание родителями потребностей ребенка, постоянное состояние неудовлетворенности ребенка;
  3. неумение ребенка взаимодействовать с объектами, общаться, удовлетворять потребности других;
  4. различные формы агрессии у ребенка, чувство стыда;
  5. низкая успеваемость ребенка в школе;
  6. потеря ребенком своей индивидуальности, неспособность к игре и творчеству;
  7. замкнутость ребенка.

Механизм телесного функционирования плода и матки, приводящий к развитию чувства ущербности в будущем

1 этап. Состояние вторичного симбиоза.

2 этап. Предъявление актуального влечения одним из участников взаимодействия.

На определенном этапе внутриутробных взаимоотношений один из участников предъявляет актуальное влечение, что сопровождается повышением внутреннего телесного напряжения и внешнего давления до умеренного уровня, а также сокращением площади поверхности соприкосновения.

3 этап. Неспособность удовлетворить свое актуальное влечение.

Для участника, предъявившего влечение, характерно нарушение взаимодействия со вторым участником и, следовательно, несбалансированность телесного функционирования. Его телесные процессы устроены так, что он оказывается не способным определить способы своего телесного удовлетворения. По этой причине удовлетворение влечения становится не возможным, внутреннее телесное напряжение еще более повышается, площадь поверхности соприкосновения сокращается до точечной.

Примечание.

Таким образом, чувство ущербности характеризуется общим нарушением процессов телесного функционирования, приводящим к неспособности удовлетворять свои влечения.

Таблица 1. Характеристика этапов взаимодействия плода и матки, предшествующих развитию чувства ущербности
Таблица 1. Характеристика этапов взаимодействия плода и матки, предшествующих развитию чувства ущербности

Рис.1. Способ телесного функционирования плода и матки, приводящий к развитию чувства ущербности в будущем
Рис.1. Способ телесного функционирования плода и матки, приводящий к развитию чувства ущербности в будущем

Признаки чувства ущербности

  1. Общее повышенное внутреннее телесное напряжение.
  2. Потеря своей индивидуальности (общее нарушение процессов телесного функционирования и работы психического аппарата).
  3. Состояние хронической неудовлетворенности (непонимание своих потребностей и неспособность их реализовывать).
  4. Неумение взаимодействовать с объектом по причине неспособности понять его и удовлетворить его потребности.
  5. Низкая самооценка.
  6. Агрессия.
  7. Склонностьк зависимости.


Недостатки чувства ущербности

  1. длительное повышенное внутреннее телесное напряжение;
  2. неспособность удовлетворить свое влечение;
  3. потеря своей индивидуальности;
  4. неумение выстраивать взаимоотношения с объектом;
  5. неуверенность в себе, трусость, большое количество страхов;
  6. замкнутость,закрытость, одиночество;
  7. склонностьк зависимости;
  8. депрессия.


Достоинство чувства ущербности
– умение мобилизоваться и адаптировать свое телесное функционирование в соответствии с актуальной ситуацией.

Чувство ущербности с точки зрения ТВО – телесное функционирование, характеризующееся общим нарушением телесных процессов, приводящее к неспособности удовлетворять свои влечения.

Чувство ущербности с точки зренияобъектных отношений – чувство, характеризующееся нарушением способности ко взаимодействию, приводящее к неспособности удовлетворять свои потребности.


II. Практические аспекты

Рекомендации родителям, позволяющие предотвратить развитие чувства ущербности у ребенка

1. Родителям важно определить, имеется ли у них аналогичная проблема и не переносится ли она на ребенка.

2. Родителям необходимо отслеживать 2 основных варианта поведения по отношению к ребенку, которые могут спровоцировать у него развитие чувства ущербности:

  • эмоциональная закрытость родителей, недоступность, отчуждение;
  • чрезмерный контроль, подавление, использование ребенка.

В первом случае ребенок проявляет свои эмоции, чувства, индивидуальность и ищет отклик родителей. Если родители не реагируют на таковые проявления ребенка, то у него складывается впечатление, что с ним что-то не в порядке, что он делает что-либо не так. По этой причине родителям важно быть эмоционально доступными для ребенка взаимодействовать с ним.

Во втором случае родители склонны чрезмерно контролировать ребенка, а затем подчинять и ограничивать его телесные процессы. Стремление изменить индивидуальность ребенка приводит к тому, что он ощущает себя ущербным и неполноценным.

3. Крайним проявлением чувства ущербности является замкнутость, необщительность, изолированность ребенка. Такие проявления в его поведении являются очень тревожным сигналом и свидетельствуют о тяжести возникшей проблемы. В таком случае необходимо срочно вести ребенка к специалисту.

4. Родителям важно помнить, что только эмоциональная открытость по отношению к ребенку,способность принимать его таким, какой он есть, позволит ему вырасти счастливым.


Практические советы по адаптации к чувству ущербности

  1. учиться находиться в состоянии оптимального телесного функционирования, расслабляться и отдыхать;
  2. принимать все свои качества полностью (достоинства и недостатки);
  3. развивать свою индивидуальность;
  4. учиться понимать свои потребности и удовлетворять их;
  5. учиться понимать потребности других и удовлетворять их;
  6. расширять круг общения, взаимодействовать с непохожими людьми;
  7. учиться независимости и самостоятельности;
  8. развивать способность к проявлению своих агрессивных чувств.


Методика ведения терапии при возникновении чувства ущербности

  1. Такие клиенты обращаются на терапию с чувством собственной неполноценности, неудовлетворенности, неспособности реализовать себя, общаться с людьми. Они видят в себе массу недостатков, испытывают агрессию по отношению к себе.
  2. По резонансу терапевт ощущает общее повышенное внутреннее телесное напряжение.
  3. По контрпереносу терапевт чувствует неудовлетворенность собой, непрофессионализм, стыд, вину, нежелание общаться с клиентом, агрессию по отношению к себе.
  4. Важно отметить, что такие клиенты очень ранимы и восприимчивы к любой критике. По этой причине на протяжении всего процесса терапии необходимо быть максимально внимательными тактичным в общении с клиентом.
  5. Среди инструментов работы терапевта на первый план при работе с такими клиентами выходит резонанс. По методу контрпереноса часто могут быть получены чувства, испытываемые матерью клиента и не соответствующие его телесному функционированию.
  6. У таких клиентов необходимо определить их оптимальный уровень внутреннего телесного напряжения, а затем сформировать способность к телесному функционированию таким способом.
  7. Затем важно выявить примитивные влечения клиента, сформировать способность реализовывать их, развивать навык удовлетворения.
  8. Удовлетворяя свои примитивные влечения, клиент приобретает опыт, который может быть перенесеним на процесс удовлетворения его зрелых влечений. Зрелые влечения становятся более адаптивными и доступными.
  9. В результате процесса терапии у клиента должна быть сформирована способность  принимать себя таким, какой он есть.


Заключение

Причина чувства ущербности

Причина формирования чувства ущербности состоит в неспособности родителей взаимодействовать с ребенком способом, соответствующим его телесным потребностям.

Механизм развития чувства ущербности можно представить в виде следующей логической схемы:

  • предъявление ребенком своей актуальной потребности;
  • взаимодействие родителей с ребенком способом, не соответствующим его телесной потребности;
  • отсутствие удовлетворения актуальной потребности ребенка;
  • повышение внутреннего телесного напряжения ребенка;
  • нарушение процессов телесного функционирования ребенка;
  • изменение восприятия своих телесных процессов ребенком;
  • формирование чувства ущербности у ребенка.


Дорогие родители! Принимайте своих детей такими, какие они есть, не стремитесь сделать их удобными для себя и идеальными для всех. Давайте заменим чувство ущербности на понимание себя и самоуважение.

Дмитрий Булатов, психолог, психоаналитик

Благодарю за помощь в написании статьи Рафаэля Тямаева и Елену Ваневскую.

17 апреля 2013 г.
Екатеринбург