Найти тему
Циничный кинокритик

Девушка без адреса (1957) обзор от Циничного Кинокритика

Что произойдет, если "девушка с активной гражданской позицией" отправится в дальнее путешествие "покорять Москву"? Героиня фильма Эльдара Рязанова "Девушка без адреса", снятого в 1957 году именно такая особа. Несмотря на свой юный возраст, она уже весьма скандальная, хабальная и обожает наводить свои порядки везде, где появляется. Заставляет станционного смотрителя выполнять работу носильщика и выгоняет соседей из купе поезда.

Да и в путешествие она отправилась не по своей воле. Эта девушка-Катерина Иванова ушла с работы "по собственному", не сойдясь характерами с начальством, перенеся свою активную жизненную позицию шилозадой командирши на трудовые отношения. Столкнувшись в поезде с симпатичным и доброжелательным молодым человеком, она старательно держит его на дистанции, чередуя в своем поведении обезоруживающую откровенность наивной провинциалки и начальственные нотки зрелой доминантной женщины, которой она в силу возраста не является. Играя в показную недоступность, она чуть было не теряет своего ухажера в толкучке на станции, специально придумывая поводы чтобы продлить ожидание и все таки не упустить симпатягу из вида. Но пустой выпендреж никогда не проходит бесследно, и героиня уезжает, так и не сообщив молодому человеку свой адрес.


А у молодого человека своя история. Он привык к женскому вниманию. На своей работе строителя за парнем бегает романтически настроенная крановщица, которую молодой человек держит в глухой френдзоне, избегая служебного романа и массы сопутствующих подобным романам проблем. Но чем то зацепила его шилозадая героиня фильма, и парень бросился её разыскивать по московским дворам в свободное от работы время. Его бесплодные поиски, перемежающиеся унылыми лирическими песенками, продлятся весь фильм, параллельно основной сюжетной линии главной героини.


А тем временем Катерина пытается через знакомства своего дедушки пролезть в театральные актрисы. Так сказать "из грязи в князи". Предложенная ей работа статистки вызывает у заносчивой девушки слезы отчаянья. Ведь она думала, что её вот прям сейчас, прямо с порога сделают примадонной. А ведь ей предложили место, которого она была на самом деле достойна в своём возрасте и со своим опытом. Золотую фразу обронил управдом дома, в котором она впоследствии пристроилась лифтершей. "Вы, товарищ Иванова размышляете в своём пешечном масштабе. Не стройте из себя ферзя".


И что самое характерное, став лифтершей, эта Катерина начала свою карьеру с банального стукачества, нажаловавшись на своего начальника из-за мелкой технической трудности, в которой руководитель никак не был виноват. Не он же такие лифты конструировал, что они поминутно застревают. А я напомню, действие происходит в Москве 50х годов, когда техника была далека от совершенства. Да что там начальник. Когда стукачество раскрылось, шилозадая дамочка "покатила бочку" на своего родного дедушку, который принял и приютил её в Москве. Тем самым Катерина показала одну из наихудших черт своего поганого характера. Свинскую неблагодарность.

Поскольку, в списке Катерининых грехов не последнюю позицию занимала гордыня, героиня фильма пишет прощальную записку и тишком сбегает из дома дедушки, которому устроила скандал. Гордыня также никого еще до добра не доводила, и девушка попадает под машину, отделавшись легким испугом. Женщина сидевшая за рулем, также не отличалась особой совестливостью, поэтому постаралась всячески избежать ответственности за наезд на пешехода. Она называется милиционеру давней знакомой Катерины, представив автоаварию как счастливую встречу при странных обстоятельствах. Дамочка берет Катерину на борт своей машины и берет в оборот на позицию домработницы со словами "сама судьба бросила вас под мои колёса".

Хотя надо отдать этой даме должное, в своём доме она является крепкой хозяйкой и очень заботится о больном муже. Причем с таким усердием, какому современным женщинам еще поучиться надо. Особенно удивительно видеть их гипертрофировано-романтические отношения на фоне портретов на стене, на которых супругам лет на 20 меньше. Даже на недвусмысленный интерес своего мужа к молодой домработнице, дама смотрит сквозь пальцы, не скупясь на воздушные и не очень поцелуи в адрес супруга. Сразу видно, что в её системе ценностей благополучие родного мужа находится на первом месте. Заметив халатное отношение Катерины к выполняемой работе, она сама берется за щетку и начинает драить полы, показывая личным примером молодой глупой девке как нужно работать, сопровождая свою работу поучительной лекцией о важности труда домработницы.

Впрочем, и на этой работе Катерина надолго не задержалась, хотя на сей раз её вины в случившемся не было. И лишь оказавшись на улице, под проливным дождем, одна в незнакомом городе, главная героиня задумывается о своем месте в этой жизни. И жизнь в очередной раз дает Катерине шанс, в лице новой подруги и работы асфальтоукладчицей. Именно там, с лопатой в руках у неё и совесть проснулась, и на ум пришло наконец то позвонить родному дедушке, от которого сбежала. Именно там, на этой тяжелой но честной работе, она начала из себя хоть что то представлять. Весь сюжет этого замечательного фильма я пересказывать не стану. Посмотрите сами. И если вы увидите в фильме что то, чего не заметил я при просмотре, напишите мне об этом в комментариях. А я поставлю этому фильму твердые пять с плюсом по рейтингу Циничного кинокритика. За воспитательную ценность, особенно для молодых женщин.