Есть в нашем мире такая потрясающая и замечательная профессия, как тестировщик. Его задача — находить ошибки и исправлять их, чтобы программа (будь то игра или ПО на заводе) работала идеально. Но люди не программы, и могут совершенствоваться почти что бесконечно. Хотя было бы здорово, если бы у каждого из нас был свой тестировщик, правда? Который бы находил и исправлял наши ошибки. Это ведь колоссальная работа над собой, очень трудная. И некоторым она даётся особенно тяжело.
Вечно виновные дети
Есть такие дети, которых вечно "виноватят". Мои родители были именно из тех, у кого виноваты во всех грехах дети. Моя мама уходила плакать в другую комнату, требуя от меня извинений, хотя я даже не понимала, в чём виновата (наверное, была в чём-то, только было бы больше толку, если бы я поняла, в чём именно). Мой папа вечно за все "косяки" младшей сестры винил меня. "Это ты за ней не смотрела", "Ты же старше, ты должна подавать пример". По итогу таких манипуляций я к 23 годам пришла к выводу, что, оказывается, не умею определять, где я реально виновата, а где загоняю себя в чувство вины, ведь чувствую я себя виноватой в абсолютно всех ситуациях. Этакий причудливый эгоизм.
Свои чувства, пожалуйста, оставьте при себе
Это не значит, что свои чувства нужно прятать, совсем нет! Даже наоборот, нужно о них говорить, их проговаривать и прорабатывать. Но родителям нужно различать, где реально ребёнок допускает ошибку, а где чувства родителей. Если делать детей ответственными за свои чувства, они так и вырастут, не понимая, где заканчиваются и начинаются их границы. Если ставить им в вину свои страхи ("Я уже все морги обзвонила! Где ты была?") и свои комплексы ("Это не профессия, тебе нужна нормальная специальность"), они так и будут считать себя во всём виноватыми и за всё ответственными, и вырастут эгоистами.
Если найдена ошибка, сделай так
Если же ребёнок реально ошибся, не нужно бежать к нему с обвинениями в том, что он сделал что-то не так. Родители на то и родители, чтобы ребёнку помогать. Если ребёнок допустил ошибку — нужно тут же показать и подсказать ему, как можно её исправить. Не лезть к нему с долгими объяснениями, а сказать, где с вашей точки зрения (это важно!) он ошибся и показать, как можно это исправить. На практике это выглядит так: "Очень интересно! Мне кажется, можно попробовать ещё и вот так, как думаешь?". В этом случае родитель выступает этаким творческим тестировщиком для ребёнка, постепенно обучая его находить ошибки в своём поведении и исправлять их.
Зелёная паста
Но ошибки — это ещё не вся жизнь, правда? Есть ещё моменты, когда человек не ошибается. И особенно ценны моменты, когда человек находит свою ошибку, работает над ней и исправляет. В этот момент красная паста в тетрадке становится зелёной. Чем больше родители подмечают хорошие стороны, хорошие поступки, творческие идеи и положительный прогресс ребёнка, тем больше ребёнок чувствует себя уверенным в себе и своих силах. Ведь он не кругом виноват, он может делать что-то хорошее, приносить пользу себе и обществу. А это очень важное и нужное чувство — чувство значимости.
Все люди ошибаются
И иногда нужно очень много времени, чтобы эту ошибку исправить. Много времени, сил, работы над собой, ресурсов и даже поддержки со стороны. Эту работу над собой нужно ценить. "Я смог, я справился, я молодец!" — нужно говорить себе каждый день, даже если произошла какая-то незначительная в общем потоке жизни мелочь, но оно, это маленькое изменение, всё же произошло, верно? Внутренний тестировщик нашёл ошибку и начал её исправлять, работа начата! Разве это не ценно?
Родители — тоже люди
Начните с себя. Перестаньте винить себя за всё подряд. Научитесь смотреть на ситуацию со стороны и исправлять то, что можно исправить. "Завтра будет лучше, чем вчера" — это, наверное, не про день, а про внутреннюю работу над собой. Научитесь хвалить себя и различать, отмечать свои чувства, проговаривать их и отрабатывать. А порой нужно научиться отдыхать и восстанавливаться. Всё это важно. Намного важнее того, какие оценки ваш ребёнок будет получать в школе и в какой вуз поступит.