Найти тему
Деловой Бийск

Первые фотографии.История появления фотодела в нашем городе

Оглавление

„Фотография была изобретена в 1839 г. Луи Дагерром и Вильямом Талботом. Зародившаяся в Англии и Франции, фотография с первых дней своего существования стала известна и в России. Не был исключением уездный город Бийск Томской губернии“, — пишет бийский краевед, директор Музея истории Алтайской духовной миссии Павел Сергеевич Коваленко.

Возникновение массовой фотографии в Бийске относится к 1880-м годам. Приезды в наш город путешествующих по стране фотографов способствовали открытию первых студий.

„Фотография…“ Николая Ермолина

Бийская городская управа периодически проводила генеральные проверки торговых и промышленных заведений. Так в 1897 году была учтена „Фотография в доме Дарьи Ивановны Елисеевой“. Она принадлежала маловышерскому мещанину Николаю Александровичу Ермолину. Из документа следовало, что фотография находилась в деревянном помещении около дома. Сумма годового оборота по заведению составляла 1000 рублей, а сумма полученной с него годовой чистой прибыли — 15 рублей. Доход был низкий, конкуренция жесткая (фотографы-путешественники из других российских городов активно предлагали свои услуги бийчанам). Эти обстоятельства привели к закрытию фотостудии Николая Александровича уже в конце ХIХ века.

Можно предположить, что Ермолин проездом из Санкт-Петербурга побывал в некоторых других городах. Удалось, например, обнаружить фотографию, сделанную мастером в бывшей столице Сибири — городе Тобольске. А одни из первых фотографий Бийска — его улиц, базара — были сняты Николаем Ермолиным в 1890-х годах. По его фотографиям отпечатаны и первые открытки с видами нашего города в 1900– 1902-м годах.

Тысячи снимков от медалиста Шаниора

Первым профессиональным фотографом города Бийска считают томского мещанина Виктора Людвиговича Шаниора. В 1883 году он открыл в своем доме на улице Троицкой (ныне улица Льва Толстого) фотостудию. Предприятие находилось в деревянном помещении с одним наружным выходом. Через несколько лет сумма его годового оборота составляла 400 рублей, а полученной годовой чистой прибыли — 200 рублей.

Фото В. Л. Шаниора. Начало XX века
Фото В. Л. Шаниора. Начало XX века

Шаниор принимал заказы на разные размеры фотографий, было сделано несколько десятков тысяч снимков жителей Бийска и Бийского уезда. По негативам Шаниора выпускались почтовые открытки с видами города. Фирма его считалась лучшей в дореволюционном Бийске. В 1909 году заведение получило серебряную медаль. Снимки мастера отличались высоким качеством исполнения. Коллекции фотографий есть в музеях города и частных собраниях. Там можно увидеть чету купцов 1-й гильдии Морозовых Алексея Федоровича и Елену Григорьевну, епископов Бийских Макария (Павлова), Иннокентия (Соколова) и других. На снимках Виктора Людвиговича фигурируют виды дореволюционного Бийска, а также учащиеся и учителя учебных заведений города.

С 1916 года Шаниор ввел нумерацию фотографий формата „кабинет-портрет“. Этикетка с порядковым номером прикреплялась во время фотосъемки к элементам декорации (столикам, например, и другим предметам).

Фотоателье профессионала Зилотина

Еще одним профессиональным фотографом Бийска в те годы был И. А. Зилотин. Он содержал популярное в городе фотоателье на улице Успенской (ныне Советской) в двухэтажном деревянном здании под номером 24 (было снесено в начале 1990-х годов.). Там „выполнялись заказы: на большие размеры, служебные, юбилейные и ученические составные и виньеточные группы, увеличения от 4 до 25 рублей (за портрет натуральной величины)“.

-2

Зилотин ввел нумерацию фотографий формата „кабинет-портрет“ и „салонного размера“ на твердом картонном паспарту. Порядковый номер наносился на готовый негатив и при печати просматривался на позитиве. Номер имелся более чем на десяти тысячах снимков. Зилотин предлагал услугу увеличения портретов до натуральной величины, практиковал изготовление фотографий в тоне сепии. Много снимков с оттисками фамилии мастера и сейчас хранятся в музеях и семейных архивах жителей Алтайского края.

Изящные паспарту и именные штампы

Известным фотографом нашего города начала ХХ века был П. Афанасьев. Путешествуя по стране, он выбрал Бийск. Афанасьев — автор нескольких десятков тысяч фотоснимков. Позитивы часто наклеивались на изящные паспарту. „Фотография Афанасьева“ была удостоена Высочайших благодарностей, о чем свидетельствуют надписи на обороте работ. Мастерские Бийска использовали самые качественные фотоматериалы.

А красивые картонные паспарту заказывали известнейшим фотографическим фирмам Иосифа Покорного и И. К. Гек в Москве, Скамони — в Санкт-Петербурге. На картоне для оформления фотографий были виньетки, логотипы производителей. Иллюстрации с изображением музы фотографии с пальмовым венцом были у Афанасьева. А фотоаппараты и живописные картины природы — у Шаниора.

При использовании типовых паспарту фотографы на обороте ставили именные штампы. На снимках Шаниора выявлены три разновидности оттисков штампов, а у Зилотина — одна. Все мастерские отличались разнообразными декорациями, а еще — оригинальностью композиций. Многие фотографии выпускались в формате „кабинет-портрет“, а некоторые — „визит-портрет“. Реже использовался крупный „салонный размер“ и маленький узкий прямоугольный „американский формат“ фотобумаги. Первые почтовые карточки и все для фото В начале ХХ века бийские фотографы часто используют нововведение — печатают фотографии на специальной фотобумаге, имеющей на оборотной стороне почтовую сетку.

Такую карточку можно было отправить по почте, наклеив марку в верхнем правом углу. Наличие специальной почтовой сетки позволяло в левой части писать послания, а в правой — обозначать данные адресата. Фотоаппаратами и фототехникой торговал в Бийске магазин товарищества братьев Невоструевых, который находился на первом этаже здания на улице Успенской (ныне улица Советская, 6).

Товарищество занималось также выпуском в 1910-е годы фотооткрыток с видами Бийска. Печатались они акционерным обществом „Гранберг“ в шведском городе Стокгольме. В семьях горожан появились альбомы фотографий. Личный же фотоаппарат в дореволюционном Бийске был для значительной части обывателей предметом роскоши.

Фотограф-любитель Васильев

Интересны любительские снимки бийчанина Петра Григорьевича Васильева. Он родился в 1875 году в крестьянской семье Владимирской губернии. В 1914 году семья Васильевых переехала из Барнаула в Бийск. Петр Григорьевич стал работать приказчиком бийского магазина товарищества А. Ф. Второва с сыновьями, затем бухгалтером в лесосплавной конторе, а после — главным бухгалтером бийского базара.

Умер П. Г. Васильев в Бийске в 1962 году. Его потомки хранят и в наши дни фотоальбом, в котором более двухсот снимков 1914–1916 годов. Они не только семейные. На фотографиях — вид на городскую площадь с Троицким собором с реки Бии, надгробия купцов Морозовых и священнослужителей у алтарной части Троицкого собора, молебен перед отправкой на войну 1914 года, казармы Бийского полка, постройки архиерейского подворья, Тихвинский монастырский храм, пароход на пристани, дача купца Хакина и озеро Мочищенское.

В начале ХХ века фотографии используются в административных отчетах, личных делах учителей и священнослужителей Бийска. Снимки любителей и профессионалов позволили запечатлеть виды дореволюционного города, портреты бийчан, городские мероприятия, тем самым сохранив истинную историю города.\

Ольга Павлова

Материал подготовлен с использованием статей историка-краеведа П. С. Коваленко и фондов Бийского краеведческого музея.