Найти тему
владимир рекшан

Поиски прошедшего времени - Виктор Алексеев рассказвает

Оглавление

Продолжение, предыдущая глава здесь

…Очень важно воспитать у молодого спортсмена чувство коллективизма, уважение к своим товарищам. Решить эту задачу легче всего на соревнованиях, где особенно важно «чувство локтя», взаимная выручка.

Однажды на соревновании среди наших участников не оказалось мальчика, который должен был прыгать в высоту. Я не заметил этого, так как уходил в судейскую коллегию. Не говоря мне ни слова, ребята по собственной инициативе послали двух мальчиков на поиски не явившегося. «Мы доставим его живым или мертвым», - сказали посланные.

Они встретили своего товарища около его дома. Оказывается, он потерял ключ от квартиры, а там у него лежали шиповки и спортивная форма. Решение было принято быстро.

Приставили к стене высокую лестницу и полезли к окну. Один из мальчиков стоял внизу, держал лестницу и покрикивал: «Скорее, скорее! Ну что вы там ползете как черепахи? Так мы опоздаем на соревнования».

Наконец через форточку было открыто окно, найдена спортивная форма, и все трое вовремя приехали на стадион. В результате команда имела зачет и по прыжкам в высоту. Я узнал обо всем случившемся только после соревнований. Нечего и говорить, что двое «командированных» несколько дней после чувствовали себя героями.

…Большое значение имеет повседневный педагогический опрос. Он должен осуществляться в форме дружеской беседы и давать представление о том, как живет спортсмен, что он читает, как готовит уроки.

Одна девочка пришла на занятия в грязном костюме. Я спросил ее, почему это произошло. Не подумав, девочка ответила: «У меня заболела мама и не смогла выстирать мне костюм». «Как? Значит мама у тебя домашняя работница? Может быть, ты и посуду никогда не моешь? А я думал, что девушка-спортсменка должна делать все для себя сама и помогать своей маме».

Девочка покраснела, и я видел, что еще немного, и она заплачет. На этом наш разговор закончился, а через неделю в спортивную школу пришла мать девочки и рассказала, что ее дочь, вернувшись с тренировки домой, согрела воду, вымыла пол, выстирала белье и свой спортивный костюм, стерла пыль со стола и стульев. На вопрос удивленной матери девочка ответила: «Знаешь, мама, я решила немного убрать комнату и привести все в порядок. Ведь у нас не особенно чисто». Через несколько дней она проговорилась, сказав: «Вот теперь я не получу замечания от нашего тренера».

А вот пример связи со школой. Один из наших воспитанников долго болел и после этого получил две двойки. Он очень горевал, что не может теперь посещать занятия в спортивной школе. Мы попросили классную руководительницу разрешить мальчику бывать на тренировках, обещав, что коллектив поможет ему исправить плохие отметки. Классная руководительница согласилась.

Мы прикрепили к мальчику хороших учеников, ежедневно контролировали его успехи. И вот через некоторое время он получил вместо двоек пятерки. Когда в классе ему поставили эти отметки, он радостно воскликнул: «Вы знаете, как будут довольны в спортивной школе!» Вскоре мы получили от классной руководительницы письмо, в котором она благодарила нас за помощь ее ученику.

Обычно в средних школах к нашим воспитанникам относятся с уважением, потому что они всегда бывают активистами спортивной работы. У нас считается почетным, если юный спортсмен работает у себя в школе физоргом, проводит там соревнования.

Так осуществляем мы связь с семьей и школой. Это помогает нам воспитывать волевых, трудолюбивых спортсменов, интересы которых не ограничиваются только легкой атлетикой. Мы всячески поддерживаем в учениках интерес к науке, литературе, искусству, проводим вечера самодеятельности. Наши спортсмены вырастают людьми с широким кругом интересов.

Нас часто спрашивают, как мы воспитываем в детях любовь к спорту, к своей школе, почему многие ее выпускники стали хорошими тренерами и не теряют связи с нашим коллективом?

Действительно, все те, кто работают сейчас тренерами в спортивной школе «Зенит», в свое время были ее воспитанниками. Такой путь прошли Ю. Щербаков, Н. Смирницкая, Г. Лукьянов, Е. Лутковский, А. Нотман, В. Розенфельд, А. Горшков, Н. Большаков, Б. Матвеев и другие.

Для того чтобы спортсмен приобрел инструкторские навыки, стал впоследствии тренером, нужно научить его анализировать свою тренировку, относиться к ней сознательно. Если же спортсмен слепо выполняет указания преподавателя, то он никогда не станет тренером.

…Девиз нашего коллектива: «Старшие заботятся о младших». Взрослые ученики всегда стараются помочь малышам в тренировке и учебе.

Наши воспитанники и тренеры – патриоты своей школы.

…Конечно, в воспитательной работе не всегда все идет гладко. Бывают и нарушения дисциплины, и другие недостойные спортсменов поступки. И вот тут-то на помощь нам, тренерам, приходит коллектив. Его воздействие на провинившихся наиболее эффективно.

Спортивная школа «Зенит» имеет свой совет, куда входят представители и младших и старших воспитанников. Совет решает все вопросы жизни школы, а если нужно, то и наказывает учеников. Мы придерживаемся мнения, что неисправимых детей нет. За двадцать лет существования школы из нее было исключено только четверо, причем двое по просьбе родителей были приняты обратно и впоследствии стали хорошими спортсменами.

На одном из соревнований член нашего коллектива – один из ведущих спортсменов страны, сославшись на недомогание, не вышел на парад. Несмотря на то, что он был очень нужен для зачета, коллектив решил не допускать его к соревнованиям. Он получил хороший урок и больше никогда не нарушал дисциплины.

Вот другой пример. Однажды на сборе, после отбоя, один из юношей вылез в окно и отправился погулять на карнавале. На следующий день на общем собрании я рассказал об этом случае и, не называя фамилии нарушившего дисциплину, обратился к присутствующим: «Такой поступок – неуважение ко всему коллективу. Если у этого спортсмена есть совесть, то пусть он выйдет перед своими товарищами и скажет, что думает о совершенном поступке». Минутная пауза. Один из ребят встает со своего места. Выходит вперед и говорит: «Это я вылез в окно». «Какое же наказание ты заслужил?» «Не знаю, но без наказания меня оставить нельзя. Если можно, то простите, но лучше выгнать со сбора…только ненадолго». Коллектив решил исключить провинившегося со сбора на пять дней.

Мы не проходим даже мимо мелких случаев нарушения дисциплины, не оставляем без последствий невинную, на первый взгляд, ложь.

Один мальчик пропустил тренировку, сказав, что был с мамой в кино на фильме «Три товарища». «Но ведь этот фильм не идет уже два года», - сказали ему. «А в этом кино шел». Совет школы выяснил – в этот день демонстрировался другой фильм. Оказалось, «любитель кино» вместо тренировки пошел на танцы, где пробыл до часа ночи. За обман коллектива он был наказан своими же товарищами. Это многому его научило.

…Все же, многие вопросы воспитательной работы в спорте до сих пор остаются для нас неясными. Ко многому мы идем еще ощупью, по интуиции. Происходит это потому, что проблемы внешкольной педагогики, и в частности воспитательной работы в спорте, еще далеко не решены…

Полагаю, Шеф считал, что иногда следует произвести впечатление и поработать над созданием образа. Паблик рилейшнз, если перевести на лексику нового тысячелетия. В приведенной выше статье лично для меня это чувствуется. Алексеев, тем не менее, был гораздо сложнее, чем приведенный текст. Им руководило неистребимое жизнелюбие и честолюбие.

Продолжение следует...

  • Спасибо, что дочитали до конца! Если тебе, читатель, нравится, жми палец вверх, делись с друзьями и подписывайся на мой канал!
Встретиться с автором и задать вопросы лично вы всегда можете в музее "Реалии Русского Рока", все подробности здесь. Также, если захотите, вы можете поддержать музей любым пожертвованием. Благодарю всех друзей Музея!