Найти тему
Давай поговорим!

МАТ. Не хватает слов! Шариков или Преображенский? (Часть третья)

Оглавление

Итак, еще два мнения двух подруг на тему русского мата и уместности его употребления.

Юлия:
Возможно, мне просто везло на людей, которые употребляют ненормативную лексику к месту и эффективно, поэтому я далека от мысли заносить их в перечень "людей, которые хуже, чем я" на основании только этого критерия.


Елена:
Я бы предпочла вообще никогда в жизни не слышать мат!

                                       Юлия                                                      Елена
Юлия Елена

Елена:
– Вот есть слово. Оно обозначает определенную вещь. Слово – это термин. У него одно значение. И коверкать его – это мне не нравится. Не то что мне самой не нравится, а не нравится, когда это делают другие. Потому что я иногда не понимаю, что они имели в виду. Они же говорят не привычный термин, а что-то другое.

Юлия:
– Согласна, когда слово – термин, я и сама не люблю, когда его коверкают, или под одним термином имеют в виду совсем другое.

Но вот тот случай, когда я спокойно отношусь к коверканью слов в живой беседе, а не на конференции:

«Лен, я валяюсь дома с гриппушенькой, пью чаёк с малиночкой!»
или
«Хочу погладить котэ!»

Елена:
– А я не всегда люблю переделку слов. Например, то слово, которое ты употребила в прошлом письме: «комфортит».

«Здесь персонаж всячески КОМФОРТИТ главного героя». Всего одно слово – и оно интуитивно понятно, и замещает десятки слов описания – как мальчику дают тёплое одеяло, чай, чистую сухую одежду, вкусную кашу...


Я не поняла его. Я поняла, что это от слова комфорт, но не поняла, о чем речь. И если бы ты дальше не рассказала, что это о том, что он заботится и т.п., то до меня бы, может, не дошло. Ну, может, дошло, если бы я покрутила это слово так и сяк, но не сразу.

То есть, мне бы пришлось остановиться в чтении текста, притормозить, задуматься и понять, о чем речь. То есть плавность повествования для меня пропала бы. А это мне неудобно.

Юлия:
– А, ну вот и ещё различие в нашем восприятии )) Конечно же, первая встреча с незнакомым словом заставляет немного напрячься, и это нормально. Но как иначе расширять словарный запас и филологический опыт «человека говорящего и пишущего?».

Если такое происходит на форуме, который я читаю для развлечения и анализа своего отношения к спорным авторам (и к любимым тоже!) – я напрягаюсь на секунду, зато новое слово предстаёт для меня загадкой, которую я могу разгадать или не разгадать! И когда разгадываю – тоже получаю удовольствие.

Зато потом, встречая это слово, я ему улыбаюсь как старому знакомому, особенно если оно мне понравилось, и ищу в жизни случаи, когда могла бы его применить. )

Согласна, плавность повествования поначалу пропадает, но с пятым повторением этого слова дальше всё ОК.

С чем бы сравнить? Наверное, это как в новой книге – ты открываешь её, а там новые герои, новые фамилии, новые места, и это тоже затрудняет чтение, особенно в первой трети книги (кстати, мне вот лично трудно запоминать героев, не все авторы талантливо делают их индивидуальными и легко запоминаемыми, именно поэтому я постоянно возвращаюсь к любимым книгам, где я почти всё знаю, и поэтому предпочитаю не рассказы и отдельные повести, а серии книг, где я с любимыми героями могу прожить неделю, а то и месяц!)

Елена:
– Ну, давай вернемся к мату. Ты говорила в предыдущем письме, что тебя оскорбит мат в устах гопника и не оскорбит в устах философа. Почему?

Или мат не оскорбит только тогда, когда применяется не к тебе, а вообще, иносказательно, в виде междометий и эмоциональных выражений?

Юлия:
– Лен, гопники, разговаривающие даже без использования мата – типы довольно неприятные. Из уст философа или филолога мат тоже может быть оскорбительным. Речь про ситуацию и намерение.

Я знакома со всеми 4 категориями людей:

  1. Адеватных не матерящихся.
  2. Адекватных матерящихся.
  3. Неадекватных не матерящихся.
  4. Неадекватных матерящихся.

Среди каждой категории есть очень разные люди.

И среди самой последней – тоже есть люди с высшим образованием и неплохим капиталом.

Но я с ними не хочу общаться НЕ ПОТОМУ, что они матерятся, а потому, что они неадекватны, несут чушь, например, проповедуют ненависть к определённым группам людей, агрессируют...

Для меня использование ненормативных слов, как и некоторые неполезные привычки, как и наличие татуировок, как и поедание мяса – не является какой-то ключевой характеристикой человека, с которым я именно по этой причине априори буду или не буду общаться.

Елена:
– Юля, да, наверное, есть умные люди, употребляющие мат.

Но я очень высоко ценю интеллигентность. Может, это мое, может, меня просто так воспитали. А одна из составляющих интеллигентности – неупотребление нецензурных слов.

«Джентльмен – это тот, кто назовет кошку кошкой, даже наступив на нее в темноте».

Я хочу быть таким джентльменом. Ну, вернее, леди. ;-)

Я не хочу уподобляться быдлу из «Собачьего сердца», которые украли калоши профессора Преображенского и, как Шариков, не чурались мата.

Хочу быть профессором Преображенским.
Ну, на крайний случай доктором Борменталем.
А не Шариковым. Или Швондером.
Или еще кем-то из низов.

Ты можешь представить профессора Преображенского, любящего Аиду и не читающего советских газет перед обедом, на все имеющего собственное мнение и классного специалиста, вставляющим мат для усиления эмоций?

Ну, я не могу. И я не хочу сама использовать и, соответственно, слышать мат.

Юлия:
– Про Шарикова речь даже не идёт, как и про Швондера – у автора и была цель была показать эти типажи максимально неприятно.

Но не будем делить мир на чёрное и белое, ибо кроме Преображенских и Шариковых, в мире представлен огромный спектр самых разных людей. )

Кстати, Лен, если бы профессор Преображенский мог изысканно выругаться на русском или французском – моё отношение к нему не изменилось бы.

Как и не изменилось бы моё отношение к Шарикову, если бы он не использовал мат, а ругался исключительно печатными выражениями. Потому что не мат - главная отталкивающая черта личности Шарикова!

То есть, повторюсь, использование мата в речи не является для меня каким-то рубильником, по которым я выключала бы этих людей из круга своего общения (но это мой подход).

Елена:
– Юль, все-таки мат - это не мое. Все равно на этот вопрос у меня пока четко сложившееся мнение. Надеюсь, не изменится.

И я не говорю, что люди, употребляющие мат, не могут ничему научить. Но я не хочу, чтобы они учили меня таким манером – с матом.

Я, пожалуй, пойду к кому-то другому и научусь тому же, только без мата и в интеллигентом варианте (который, как я говорила выше) я очень ценю

Юлия:
– Да вот же, цитирую тебя:

«Считаю, что люди, его употребляющие, недостаточно воспитаны, умны, подкованы и, соответственно, ничему не могут меня научить».

Я ведь не просто так привязываюсь, я ловлю твою мысль и хочу уточнить, или согласиться, или возразить.

Вот конкретно в этом я возразила – потому что ты вычеркнула из списка профессионалов всех матерящихся людей, а их, на минуточку, немалая часть населения. Тут надо порыться и поискать количество, мне и впрямь стало любопытно.

А вопрос про обучение с матом или без мата – совершенно согласна, я бы тоже не хотела на лекциях и курсах слушать ненормативку.

Елена:
– Ну, в принципе, ты все правильно поняла.

Для меня люди, употребляющие мат, это ближе к нижнему этажу социума…

Знаешь, Юль, ни одна из интеллигентных девочек, которых я знала в жизни и на которых я бы хотела быть похожей, мат не употребляла.

Юлия:
– Хм, в детстве я сама, знаешь ли, не материлась.

Вспоминаю, что почти никто не матерился, кроме разных категорий подростков. Да и какой у них там мат, никакой же фантазии, только заветная мечта выглядеть старше и круче, чем они есть. Неа, неинтересно.

Прелесть ненормативной лексики начинаешь постигать с годами ;-)

Ведь я, Лен, вроде нигде и не говорила, что мне нравится мат сам по себе, априори.

Я могу оценить его уместное использования, раскрытие ситуации, образа, сюжета, словесное живописание – но этого в окружающем мире удручающе мало, многие выражаются без фантазии, уныло...

Поэтому я и ценю «словесные перлы» отдельных талантливых людей!


* * *

Две подруги сказали так, как сказали.

А вам чьё мнение ближе?

Или, может быть, вы хотите сказать что-то свое?

С удовольствием послушаем. И, возможно, даже поспорим...