Как со слезами на глазах выпекала свой первый хлеб моя квартирная хозяйка, когда ей было 11 лет.
Добрый день, дорогие мои читатели. С вами канал "Трапеза бедной студентки" и я - студентка Настя.
Не могу не рассказать историю своей хозяйки бабушки Лиды из детства. Уж очень тронула она меня. А история о том, как со слезами на глазах выпекала свой первый хлеб моя квартирная хозяйка, когда ей было 11 лет. Она, как и все деревенские дети, умела делать по дому все. Детей тогда никто к этому не приучал - такой уклад жизни был в деревне. Доила корову, готовила нехитрый завтрак, убирала, мыла и многое другое. В знойную жару полола колхозную свеклу, а по приезду бросалась в прохладную речку - и вся усталость долой. С новыми силами бегом, с ведрами на коромысле, носила воду из-под кручи - поливала огород. Уходя домой, еще раз бросала взор на речку и благодарила её за ласковую водичку и бодрость.
Все умела, все успевала, да только хлеб печь ей пока не доверялось. Тонкое это дело - не детское. Даже у взрослых женщин были иногда осечки. Неожиданно пришла в семью беда: у отца отказали ноги - сильно простудил на фронте. Сильно переживал, что теперь не опора он семье, а обуза. Пенсию назначили очень маленькую. Маме на ее трудодни тоже приходилось туго и она от переживаний заболела и попала в больницу. А в семье было пятеро детей, из них девочка - одна, 11- летняя Лида. Вот вся забота о семье и легла на ее детские плечи.
Хлеб тогда выпекали дома. А когда в семье закончился запас хлеба, Лида пошла к соседке тете Шуре, чтобы попросить хлеб в долг: "Мама приедет из больницы - отдаст". Соседка была женщина мудрая, хлеб, конечно, дала, но больше просила не приходить: "Неизвестно, сколько мама проболеет, давай берись сама, а я тебе буду подсказывать, что делать и как. Первым делом, иди домой, найди у мамы узелок с дрожжами (это были самодельные сухие дрожжи на хмелю, перетёртые с отрубями), возьми стакан дрожжей, замочи их с сахарком теплой водичкой, поставь в теплое место, а когда поднимутся шапкой - процеди, потом придешь, и я расскажу, что делать дальше".
Озабоченная Лида отправилась домой и все сделала так, как ей сказала тетя Шура.
А дальше была опара. Она нужна для того, чтобы дрожжи становились сильнее. Добавила в процеженную жидкость муку, воду, перемешала, получила смесь по густоте, как сметана, поставила в теплое место для подъема. Дождалась, когда опара увеличилась в 2 раза и покрылась пузырьками.
Тетя Шура сказала: "Опара готова, просей муку, чтобы она "надышалась", добавь в опару соль и замешивай тесто, поставь его на час в теплое место, подошедшее тесто обомни руками и дай ему подойти второй раз. За это время тесто увеличится в объеме еще больше и будет готово к формированию булок".
А еще тетя Шура предупредила: "При формировании булок учти одно обстоятельство - печь твоя и булки должны быть готовыми одновременно. Если печь не готова, булки перестоят и растрескаются, и хлеб будет кислым. А если печь уже готова, а булки не подошли, хлеб будет твердым".
Не на шутку испугалась Лида, боялась испортить весь процесс. Пока топила русскую печь, катала булки, укладывала их на противни - орошала их горькими слезами. Ожидание было для Лиды тяжким испытанием. Но, видно, бог все-таки есть - пожалел он бедную девочку, и все у нее получилось. Хлеб был испечен правильно, во время постукивания по нему был слышен звонкий звук, а при сжатии мякиша, происходило его полное распрямление. Румяные корочки на готовых булках Лида слегка смочила водой, накрыла чистыми тряпицами, чтобы они отмякли.
Когда управилась с выпечкой, отправилась отдавать долг. И теперь на ее глазах были слезы, но другие - слезы счастья от того, что она ей удалась такая трудная задача.
Когда из больницы приехала мама, она первым делом спросила: "Как вы жили без меня, где хлеб брали". Узнав, что семья не голодала, и что ее малолетняя дочь справилась с обязанностями хозяйки, мама не выдержала и расплакалась.
С того времени выпечка хлеба для Лиды стало делом обычным. Жалея маму, Лида вставала утром рано, доила корову, отправляла ее в стадо, всеми силами старалась, чтобы мамино здоровье восстановилось.
Давно это было - 60 лет назад, а Лида до сих пор не забывает мудрую тетю Шуру и с благодарность хранит добрую память о простой деревенской женщине, но с таким педагогическим даром.