Найти тему
Антон Юрьев

Заброшенные кварцевые рудники

В глубине Полярного Урала есть небольшой посёлок -- база шахтёров "Желанная". Две улицы, горы разбитой техники, с десяток мёртвых гусеничных вездеходов, разваливающиеся дома, гниющие ящики с кернами пород, стоящие на улице.

Наш Газ-66 штурмует в брод реку, мы въезжаем в посёлок и покидаем транспорт.

Хоть наша цель здесь иная, мы вскоре направляемся вверх по горному склону туда, где видны с десяток отвалов породы -- там входы в кварцевые рудники.

Из десяти отвалов живы только два -- там продолжается выработка. Мы начинаем с заброшенных.

Вход напоминает зубастую пасть: сверху и снизу он обрамлён ледовыми сталактитами и сталагмитами. Протискиваемся сквозь клыки и скользим по катку в глубь системы. Встречаются многочисленные разветвления. Сначала мы идём в рост, потом согнувшись, потом приходится ползти по льду, которого становится всё больше, и в итоге он полностью закрывает проход.

Все проходы системы в итоге затыкаются ледовыми пробками. Кристаллы льда покрывают своды. Когда же растущие кристаллы становятся слишком тяжёлые, они падают вниз, спрессовываются и образуют прочный лёд -- природа без единого обвала скрыла недра заброшенного рудника. Фактически ходы постепенно были затоплены водой в её твёрдом обличии.

Вход в следующий рудник был уже не пастью, а колонным залом. Первые несколько десятков метров приходилось обходить колонны -- сталагнаты льда. В этом руднике удалось продвинуться гораздо глубже. Нам не удалось его даже обойти полностью -- он был частью всей огромной системы ходов: километры выработок действующих и заброшенных, располагающихся на разных уровнях и соединённые шахтами с десятками лестничных пролётов. Некоторые шахты были старыми: лестницы прогнили и порушенные валялись на дне.

Вскоре мы встретили и объект добычи: горный хрусталь и раухтопазы. Кристаллы идеальной гексагональной сингонии торчали из стен и сводов со всех сторон, сверкая в лучах фонаря.

Когда мы вышли в действующую часть рудников, рабочих там уже не было. Объём добычи не велик, поэтому работа ведётся в одну смену. Для отката породы используется не рельсовый, а автотранспорт: современная немецкая спецтехника. В действующей части были проложены настоящие автострады с хорошим ровным полом, порой встречались достаточно большие залы. Были обнаружены отбойные молотки, шахтёрские фонари, прочие интересные предметы производства и быта.

Когда мы вышли из подземелий, попали в густой вечерний туман.

-2
-3
-4
-5
-6