Сегодня я познакомлю вас с еще одним юнгинаским анализом довольно любопытного сна опять, так сказать, взятого «с полей» – с просторов рунета.
В прежней статье, я уже подробно говорила о том, почему толкование снов – это прерогатива науки и нормальная работа психолога/психоаналитика, а не знахаря и эзотерика, а также рассказывала о том, на чем основан юнгианский анализ снов, и какие методы в рамках анализа используются.
Поэтому я сразу перехожу к разбору сновидения.
На этот раз мне попался еще более любопытный сюжет, чем прежде (на самом деле любые сны человека мне безумно интересны, потому что анализировать их – кайф):
Здесь представлено несколько ключевых образов:
- лес;
- река;
- лошади (отдельно: образ лошади без ноги);
- сновидец (важно: в качестве наблюдателя).
Лес
Лес символизирует переход (от чего-то одного к чему-то другому; другими словами – процесс качественного изменения), особенно когда снится именно путь по лесу, когда сновидец совершает прогулку по лесу или идет куда-то (к цели/к объекту) через него.
Это может быть и переход из одной социальной роли в другую.
Например, когда влюбленной девушке, все чаще задумывающейся о своем будущем, о создании семьи, о замужестве, снится сон про лес, то это символ ее размышлений касательно обретения новой социальной роли – жены, матери, невестки и т.д.
А о том, как она относится к этим возможным переменам в реальности – боится ли она, или страстно желает этого – расскажет контекст. То есть та информация, которая есть во сне, и которая касается данного места, данной локации – леса.
Если лес страшный, темный, пугающий, жуткий, то сновидец испытывает страх перед обретением новой роли, перед своим будущим. Значит, у человека есть опасения, тревога по поводу того, как происходит такая трансформация, как она может отразиться на имеющихся привычках, привязанностях, на отношениях сновидца с миром и с собой, а также на ритме жизни. Не так-то это просто – взять и стать другой, социально «трансформироваться» из девочки в женщину.
Если же лес во сне красивый, светлый, волшебный, и атмосфера там – приятная, дружелюбная, то это говорит о готовности девушки к браку, к ее личностной зрелости и принятии изменения жизни. Сновидец в данном случае знает о том, чего его примерно ждет «на той стороне леса», чего ждут от него, а также знает, что он сам хочет от жизни, от ее изменений, и как это получить – все идет своим чередом, гармонично и структурировано.
Также лес может означать переход к становлению у сновидца нового взгляда на жизнь; некое переосмысление; принятие важного решения.
Допустим, переход через лес может сниться человеку, который собирается сделать серьезный выбор, сменить деятельность, переехать в другой город/страну, сменить жизненные ориентиры и т.д.
Такой сон уже символизирует не только переход на новый этап жизни, но и личностный рост – движении е к определенной поставленной цели сквозь различные препятствия на пути (тут уже надо смотреть на контекст сна).
Сон про лес – это и переход в «другой» мир.
Например, если опираться на сказки, как на кладезь нашего общечеловеческого бессознательного содержимого с образами и архетипами, передаваемого из уст в уста, от человека к человеку, из поколения к поколению, то лес может символизировать путь от себя «прежнего» к себе «будущему».
Здесь меняется как мир для человека, его осознание, так и сам человек.
Например, сказочные персонажи, переходя дремучий лес, перед тем, как выйти к цели, попадают то в избушку с Бабой-Ягой, то Леший им попадается на пути, или через болото они перебираются еле-еле, и много чего еще они могут видеть и преодолевать в процессе.
Можно представить, что и человек, видящий во сне свой путь в лесу, растет личностно, шаг за шагом, сквозь «елки да иголки» – преодолевает сложное, «темное», «дремучее» время для него, кризисное.
То есть человек, сталкиваясь с препятствиями во сне, вроде бы внешними, но на самом деле, сугубо личностными, внутренними (просто символически обозначенными), идет к себе «новому» – получившему бесценный жизненный опыт, полезные знания о себе, мире и людях.
Так человеку (сновидцу) открывается «другой» мир, к которому он, созревая как целостная личность, стремился долгое время.
В «Божественной комедии» Данте Алигьери лес встречается на пути героя перед посещением обители тьмы – подземного Ада, а также после прохождения Чистилища, перед входом в Рай.
Весь путь Данте предстает собой в сюжете этого великого произведения вариант личностной динамики человека: размышления, переосмысления, рефлексия, анализ внешних важных для героя (и, соответственно, для автора) событий и своих собственных взглядов.
Его «лес» – это пространство преодоления кризиса и сомнений, обретения, духовного развития, новых знаний о себе и других.
Пространство внутри самого героя – его душа.
Учитывая все вышесказанное про образ леса в анализируемом сегодня сне, можно сказать, что сновидец «вступает» в эпицентр своей трансформации.
Это может быть, например, и переход в другой возрастной этап (переживание кризиса зрелости), или переход к новым взглядам касательно важных аспектов жизни сновидца (допустим, решение разойтись с токсичным партнером, найти новый источник дохода и т.д.).
Чтобы максимально точно понять, что именно означает переход в рамках этого сновидения, необходимо знать достаточное количество информации о самом сновидце, о его жизни, о возможных травмах прошлого, о целях и другие детали.
Но, увы, мне неизвестны подробности, поэтому анализирую только то, что дано в описании сна, а гадать и додумывать – фу – какое неприкольное занятие (и неуважение к науке), поэтому остановимся на этом и перейдем к следующему символу.
Река
Вода в юнгианстве (в учениях К. Г. Юнга) – это символ пребывающей во тьме души. «Неведение», «темное» забвение, уход в самопознание – кризисный процесс.
Вот, что рассказывал об этом символе во снах сам Юнг (привожу небольшой отрывочек из его книги «Архетип и символ»):
«…Лучше проиллюстрировать это на конкретном примере (на месте этого человека могли бы оказаться многие другие).
Протестантскому теологу часто снился один и тот же сон: он стоит на склоне, внизу лежит глубокая долина, а в ней темное озеро. Во сне он знает, что до сего момента что-то препятствовало ему приблизиться к озеру. На этот раз он решается подойти к воде. Когда он приближается к берегу, становится темно и тревожно, и вдруг порыв ветра пробегает по поверхности воды. Тут его охватывает панический страх, и он просыпается.
Этот сон содержит природную символику. Сновидец нисходит к собственным глубинам, и путь его ведет к таинственной воде. И здесь совершается чудо купальни Вифезда (прим. ПиПси: два водоема, вырытые в русле реки Бейт-Зейта в Иерусалиме. В Библии, в Евангелии от Иоанна упоминается как место исцеления Иисусом Христом расслабленного. Купель располагалась у Овечьих ворот, которые упоминаются в Библии в Книге Неемии):спускается ангел и возмущает воды, которые тем самым становятся исцеляющими.
Во сне это ветер, Пневма (прим. ПиПси: в стоицизме Пневма – жизненная сила, отождествляемая с логосом-первоогнем, космическое «дыхание», дух), дующий туда, куда пожелает.
Требуется нисхождение человека к воде, чтобы вызвать чудо оживления вод. Дуновение духа, проскользнувшее по темной воде, является страшным, как и все то, причиной чего не выступает сам человек, либо причину чего он не знает. Это указание на невидимое присутствие, на нумен (прим. ПиПси: латинский термин, обозначающий божество, волю богов).
Ни человеческое ожидание, ни волевые усилия не могут даровать ему жизни. Дух живет у самого себя, и дрожь охватывает человека, если дух для него до той поры сводился к тому, во что верят, что сами делают, о чем написано в книгах или о чем говорят другие люди. Когда же дух спонтанно является, то его принимают за привидение, и примитивный страх овладевает рассудком. Так описали мне деяния ночных богов старики племени Элгоньи в Кении, называя их «делателями страха». «Он приходит к тебе. — говорят они, — как холодный порыв ветра. И ты дрожишь, а он кружится и насвистывает в высокой траве». Таков африканский Пан, бродящий с тростниковой флейтой и пугающий пастухов.
Но точно так же пугало во сне дуновение духа и нашего пастора, пастуха стад, подошедшего в сумерках к поросшему тростником берегу, к водам, лежащим в глубокой долине души. К природе, к деревьям, скалам и источникам вод спускается некогда огненный дух, подобно тому старцу в «Заратустре» Ницше, что устал от человечества и удалился в лес, чтобы вместе с медведями бурчанием приветствовать творца. Видимо, нужно вступить на ведущий всегда вниз путь вод, чтобы поднять вверх клад, драгоценное наследие отцов…».
И в сновидении, которое я сегодня анализирую, также присутствует вода в виде реки, тем более, река – в лесу. Два этих символа лишь взаимно подтверждают единый базис их символики.
Что это значит, и что уже «вырисовывается» на данном этапе анализа?
Сновидец при переходе к «другому» себе, более духовно развитому, преодолевшему что-то на пути и обретшему опыт (теперь уже совсем отчетливо видно, то лес в сегодняшнем рандомном сне – символ перехода к «новому» себе, а не что-то иное), сталкивается со своей душой.
С глубинами.
Довольно абстрактно звучит, не так ли?
Тогда обратимся к структуре души по Юнгу: душа есть личность человека, и состоит она из трех взаимодействующих структур – сознания (это ЭГО – центр человеческой личности, основа), личного бессознательного (страхи, травмы, комплексы, вся подавленное, вытесненное и забытое) и коллективного бессознательного (опыт всего человечества, корневые для каждого человека паттерны, архетипы, символы).
Что теперь получается?
А теперь получается, что сновидец, совершая некое «паломничество» к центру себя, через символичный лес, сталкивается со своей самой глубокой, сложной, древней (принадлежащей к коллективному бессознательному), глубинной, пугающей «начинкой» – своим «нутром», естеством, данностью, со своей истинной личностью, с собой настоящим.
Чтобы придти к свету – сначала необходимо погрузиться во тьму (Данте в «Божественной комедии» показывает аналогичный принцип динамики личностного развития).
Это работает так, и никак иначе.
Такое честное «знакомство» с самим собой – это не веселенькая прогулочка, а настоящее испытание.
Некая инициация. Переломный и бесконечно важный для человека момент.
И то, что сновидец видит там – в себе самом, в своей душе – очень значимая часть сна.
Лошади
В символичную структуру глубинного (лес+река) в этом сновидении включен образ лошадок.
Животные здесь символизируют природосообразность человека, его соответствие понятию органичности; проще говоря, это символ гармонии с миром и, конечно же, с собой.
Подобные явление во снах – это то, когда мы анализируем, идем ли мы «своей» дорогой по жизни, не находимся ли мы в плену иллюзий или манипуляций других людей, не находимся ли мы под давлением чужих ожиданий, не изменяем ли мы своим детским мечтам, своим целям, обещаниям, данным себе самим когда-то.
В данном сне есть интересный нюанс, кое-что важное, вероятно, объясняющее ситуацию сновидца в реальности – это лошадь с особенностью, на трех ногах; травмированное животное («…нет правой задней ноги…»).
Что она символизирует по сравнению со здоровыми животными в сюжете сна?
Это не что иное, как пережитая травма, и следующее за ней чувство неполноценности, некая неспособность, чувство беззащитности, инаковости, страх непринятия, отчужденности и т.д.
Этот символ в реальной жизни сновидца может быть всем, чем угодно: от агрессии, насилия, пережитого в детстве, до недавних или текущих сложных событий в его жизни, которые заставляют, так или иначе, серьезно пересмотреть свои взгляды.
Тут можно снова прибегнуть к коллективному бессознательному и рассмотреть образ лошади сквозь призму какого-нибудь базиса общечеловеческого опыта, например, с помощью тематических русских народных поговорок. Ведь в нас всегда живет и «пульсирует» эта информация, эта энергия; она и «закладывает» смысл в образы наших сновидений, порой вопреки всему и вся.
На хорошей лошадке по дороге, а на худой в сторонку.
Быстрая лошадь скорее станет.
На ретивую лошадь не кнут, а вожжи.
Не гоняй лошадь к воде, если ей пить не хочется.
И молода лошадь, да норов стар.
Тощей лошади и хвост в тягость.
И так далее.
Что мы здесь видим?
Лошадки в русском народном фольклоре рассматриваются сугубо, как рабочая сила, как трудяга, как помощник человека в быту и в работе, и как существо невольное, обреченное на тяжкий труд до конца дней своих.
И если «на хорошей лошадке по дороге», то «на худой в сторонку».
Если лошадь не справляется – она и не нужна.
Вот, так и с символикой лошадки во сне, который мы сегодня разбираем «по косточкам».
Трехногая лошадь может здесь выступать, как символ страха сновидца быть списанным со счетов, отправиться «в тираж» – «…в сторонку».
То есть стать ненужной.
Но что мы видим далее – вдруг, травмированная лошадь бежит. И бежит она наравне со здоровыми («… и безногая лошадь мчалась так же быстро, как и здоровая…»).
Мы видим здесь прекрасный акт «исцеления». Показан процесс обретения «нормальности», полноценности.
Вот, что может видеть сновидец, пройдя свой непростой путь (через лес).
Путь себя прежнего («трехногого», недееспособного в чем-то, проигрывающего другим) к себе новому, «исцеленному», нашедшему свой путь к развитию, к обретению желаемого в жизни.
Это яркий пример трансформации – по Юнгу это и есть индивидуация, означающая процесс становления личности, ее психологического развития, реализации индивидуальных задатков, подаренных природой (вот, потому здесь есть лошади – это животные, символ природы – природные задатки, сила, дарованная сновидцу с рождения).
Это стремление к самости. Вектор. Правильный. Сильный. Терапевтический.
Сам образ бегущих лошадей, как олицетворение мощнейшей природной энергии – неистовой, дикой.
И психика человека (сновидца) сама открывает ему таинство пути к себе лучшему, гармоничному, развитому, принимающему свои особенности и свою «дикую», «инаковую», возможно, «неудобную» для других, но родную для себя – сторону личности.
Психика делает послание в виде сна.
Если сновидец на момент явления данного сна находился в затруднительной ситуации, то этот сон, расшифрованный юнгианским анализом, стал бы отличной подсказкой о том, как можно было бы решить сложный вопрос.
Сновидец
То, как, и каким сновидец, видит себя во сне – есть символ Эго.
Как я упоминала выше в рамках рассмотрения структуры личности по Юнгу, Эго – центр человеческой личности, включающий все содержимое сознания, и входящий в структуру психики наряду с бессознательным.
По этой причине крайне важно обращать внимание на этот образ во сне – как он выглядит, во что одет, что делает, как, с кем и т.д.
Поведение сновидца во сне дает представление о том, как ведет себя человек и в жизни. Например, как он реагирует на те, или иные вещи, обстоятельства, как справляется со сложностями.
Каким мы видим сновидца в данном сне?
Образ Эго сновидца здесь – пассивный (нет активных действий, кроме действий наблюдателя, т.е. пассивных действий), но радостный и счастливый: «…просто смотрела им вслед и радовалась за бедняжку…».
Значит Эго фиксирует факт трансформации части личности-«бедняжки» в часть личности -«мчащуюся так же быстро», как и другие лошадки, и подкрепляет увиденное событие своей искренней радостью за свершающееся «исцеление» («И гордилась ею…»).
Сновидец рад изменениям, что выпали ему на пути. А скорее – их результату. Это сделало его опытнее, полноценнее, сильнее, не хуже иных.
Подытожим.
Учитывая всю совокупность образов сна, их взаимодействие в сюжете, и образ самого сновидца, но лишь в качестве наблюдателя, можно сказать, что перед нами не просто картина динамики личности человека и ее глубинный само-отклик на происходящие изменения, но и обозначение пассивной позиции.
Сновидец фиксирует, что, мол, вот, что-то происходит, что-то хорошее, но при этом не включается в действие (не пытается взаимодействовать с образами), а значит, что он либо не готов, либо не хочет/не знает как взаимодействовать.
Что это значит для сновидца в реальности?
Вот что: в зависимости от того, как в жизни сновидец будет себя вести – активно, или пассивно по отношению к зашифрованной во сне проблеме – будет реализован тот или иной соответствующий результат.
Пассивное наблюдение – не слишком хорошо.
Но в образе сновидца, как стороннего наблюдателя, есть и плюс – он все же включен в процесс динамики своей личности, что уже неплохо. Потому что нередко бывает, когда наблюдатель – это кто-то чужой во сне. Образ другого человека, или вообще, отсутствие обозначенного наблюдателя. То есть в такой ситуации сновидец уже не может влиять на ситуацию, даже если захочет и будет знать, как это делать. Ведь наблюдает не он, значит, и влиять он пока не способен как на результат, так и на реализацию.
А в нашем случае образ наблюдателя тожественен образу сновидца – как только он захочет включиться в процесс, будет к этому готов, сразу начнет действовать. Он свободен.
А пока просто стоит, скромно наблюдает и радуется происходящему, за свои успехи, за «труды» своей раненой некогда души и за ее исцеление.
Вот такие вопросы стоят перед «Я» сновидца касательно сегодняшнего сна для разбора.
Психика – наш друг, который готов нам помочь в понимании сложной ситуации, решения внутреннего конфликта, кризиса, а также в выборе верного пути, чтобы мы не блуждали растерянно «в лесу», а были активными, успешными участниками своей судьбы. Всегда.
Главное – научиться читать ее «послания».
А если вам интересно узнать, что означают ваши сны, которые вам приятны, или вас пугают, преследуют или которые, возможно, несут для вас очень полезную информацию, но вы не можете ее сами правильно растолковать, то записывайтесь ко мне на консультацию.
Я подробно проанализирую ваше сновидение в соответствии с юнгианским анализом и помогу вам расшифровать «послания» бессознательного.
Для этого вы можете просто написать мне сообщение в паблик «ПиПси» во «ВКонтакте» или отправить письмо на мой e-mail (все контакты – ниже).
Берегите себя, будьте счастливы и здоровы!
__________________
Друзья, подписывайтесь на мой канал, присоединяйтесь к паблику "ПиПси" в VK, где вы можете записаться ко мне на онлайн-консультацию, задать вопрос и быть в курсе нескучной, полезной психологической информации, а также реальных случаев из практики психолога.
Приятного вечера и радостного нового дня!
__________________