Найти тему

Продажа готового бизнеса

В последнее время в России участились случаи продажи готового бизнеса, такое направление формирует новый сегмент в рыночной экономике Российской Федерации. Новую структуру рыночной экономики можно назвать посредническими бизнес-брокерскими услугами инвестиционных фондов. Образовываться такая структура рыночной экономики сала примерно три года назад, в то время как собственники готового бизнеса не имели возможность найти квалифицированного оценщика бизнеса. Это обуславливало заниженную или завышенную стоимость бизнеса, ведь она опиралась чисто на субъективное мнение оценщика.

Чтобы самостоятельно продать бизнес нужно произвести достаточно много сложных операций. К таким операциям можно отнести оценку бизнеса, предпродажная подготовка бизнеса, составление меморандума, поиск инвестора, согласование цены с покупателем, разработка оптимальной схемы передачи прав собственности и так далее. Для того, чтобы сделать это правильно и без ошибок нужна помощь профессиональных оценщиков, юристов и экономистов, а так же аудиторов для проверки бизнеса на наличие недочётов, а иногда PR-агентов для рекламы. Их услуги имеют достаточно высокие цены. Не смотря на то, что продавец сможет с трудом собрать такую компанию специалистов для проверки и оценки предприятия, брокеры, которые предоставляют бизнес услуги, всегда имеют список инвесторов, которые заинтересованы в покупке определённого бизнеса.

Оценки подлежат не только материальные активы, большую ценность имеет интеллектуальная собственность и товарный знак, то есть то, на чём основанная репутация фирмы, так же оценке подлежит уровень клиентуры и рабочий персонал, мотивированный условиями труда. Правильная оценка этих показателей, намного важнее оценки недвижимости. Сколько будет стоить брендовая продукция определяется разницей в цене с аналоговым продуктом. Но всё-таки самый главный показатель - это рентабельность бизнеса. Рентабельность, при покупке готового бизнеса, не зависит от предположений и дальнейших перспектив развития бизнеса. Это и правильно, потому что-тот, кто покупает бизнес, сам будет улучшать уровень рентабельности своей фирмы. Совсем недавно, услугами бизнес-брокеров пользовались крупные предприниматели, сегодня спрос у малых и средних предпринимателей больше.

Эксперты считают, что на рынке готового бизнеса, особый интерес проявляется к предложениям, стоимость которых колеблется до 500 тысяч долларов США. Существует мнение, что у слугами брокеров будут пользоваться малые и средние предприниматели.

При продаже бизнеса через посредника, существует несколько трудностей, которые не вызывают особого доверия.

Поэтому бизнесмены стараются продать своё дело через знакомых или через риэлторские компании. Продажа бизнеса через риэлторов редко проводится качественно, так как бизнес проходит у них как имущественный комплекс. А такие виды бизнеса, которые основаны на работе в арендованных помещениях, чаще всего опускаются до продажи прав на аренду помещения.

Есть несколько причин, по которым люди продают бизнес. Могут продать своё дело из-за того, что бизнес не приносит того дохода, который хотелось бы. Вторая причина является психологическим фактором. Человеку может быть надоело заниматься одним делом, и он хочет сменить род деятельности.

Оценка бизнеса экспертом проходит очень неоднозначно, это обусловлено ем, что чаще всего реальная цена бизнес скрывается. Если вы не знаете реальных цен на бизнес, то вам будет трудно определить, в каком месте цена занижена или завышена. От суммы сделки инвесторы получают от трёх до пятнадцати процентов, поэтому цена сделки для них очень важна.

Но в основном инвесторы тоже скрывают свои доходы.

Одной из причин усталости в бизнесе является застой в развитии предприятия. Как правило, у разных предпринимателей на это разные причины, но по статистике средние предприниматели не хотят брать кредиты на развитие, а скорее всего, продадут предприятие частично или полностью. Успешный бизнес вряд ли станут продавать, хотя случаи имеются.

Второй причиной может быть нехватка времени на управление всеми активами. Такие случаи чаще всего замечены у владельцев целыми холдингами. Часто продаются предприятия не рентабельные или непрофильные. Эксперты оценивают доход от инвестирования готового бизнеса в телекоммуникационной сфере за год до 40 процентов.

Ещё одной распространённой причиной продажи бизнеса является слияние нескольких рынков или появление сильного конкурента в лице крупной компании. В таком случае малый предприниматель продаёт свой бизнес в профильном сегменте. Иногда продаёт конкурирующей фирме или входит в состав какого-нибудь холдинга, получая ежегодную выплату в виде его доли.

По мнению экспертов, бизнес стоит продавать в момент его активного роста. При этом держите продажу бизнеса в секрете, чтобы об этом не узнал персонал и не разбежался, что существенно снизило бы цену бизнеса. Не занижайте цену, так как вы продаёте не будущий инвестиционный проект, а готовый бизнес с хорошими показателями в настоящем времени.

Иногда владельцы продают свой бизнес из-за того, что основной акционер не собирается терять весь доход из-за дополнительной эмиссии, поэтому в целях безопасности лучше продать свой пакет акций.