В России предложили ввести жесткий режим продажи алкоголя на Новый год. Обращение на этот счет было направлено из Общественной палаты в правительство, и в документе предполагается, что торговать алкоголем во время зимних праздников будет разрешено лишь 4 часа в течение дня с 14:00 до 18:00.
Авторы документа считают, что так можно будет уменьшить число массовых отравлений, связанных с тем, что россияне на новогодние каникулы выпивают слишком много спиртного.
В общем - еще одна попытка добиться хоть какого-то успеха в извечный борьбе с пьянством. Российская история полна подобными примерами – и фамилиями знаменитых людей, которые страдали от пьянства. Александр Блок, Михаил Врубель, Сергей Есенин - список можно продолжать долго.
После революции эстафету подхватили уже советские мастера культуры. Например, вспоминается громкий скандал с писателем Евгением Мином - когда он стал выступать с трибуны на партийном собрании в Ленинграде. Внезапно раздался крик с места: “Сколько можно слушать пьяного человека! Это позор!” Подвыпивший писатель, однако, спокойно продолжил выступление – а потом во время разбирательства на партбюро говорил, что он выпил "для вдохновения".
Легенды ходили о запоях Михаила Шолохова Избранный в 1952 году делегатом XIX съезда КПСС (последнего, на котором присутствовал Сталин), Шолохов пропускал заседания по причине жестокого запоя. А когда он в 1959 году поехал в США, представитель СССР в ООН получил специальное задание: не допускать, чтобы Шолохов во время полездки сорвался в очередной запой. Рассказывали, что Сталин на встречах с руководителями Союза писателей в шутку даже обещал принять специальное постановление Политбюро, которое бы обязало Шолохова уменьшить длительность своих запоев с десяти дней до трех.
Впрочем, постановления о борьбе с пьянством вполне можно было принимать и в отношении самих членов Политбюро, а также других советских вождей. Во многих книгах описываются застолья у Сталина - когда подвыпившие руководители из его ближнего круга дурачились как могли.
На пирах в Кремле, например, пили “на температуру”. Участники застолий старались угадать, сколько градусов на улице – и за каждый ошибочный градус надо было выпить рюмку водки.
Евтушенко писал, что одной из шуток Сталина было подложить торт на стул Хрущеву. Хрущев каждый раз делал вид, что не замечал торта и изображал неожиданный испуг, развлекая партийных вождей снова и снова.
А сам Сталин отличился тем, что перепил Черчилля - большого специалиста по этому делу.
Как это описывал Главный маршал авиации Александр Голованов, на одной из встреч в Москве Сталин и Черчилль устроили своеобразные состязания – по коньяку. Голованов вспоминал, что переживал за итог вечера – ведь Черчилль, как известный пьяница, мог выпить много.
Но в результате сильно опьянел именно британский премьер: он наговорил много сверх того, что намеревался – и уходил с банкета под руки с помощниками, явно пошатываясь. А Сталин сказал летчику: “Не волнуйтесь, товарищ Голованов, старые большевики Родину не пропьют – а вот господин Черчилль завтра крепко пожалеет о развязавшемся языке”.
В общем, алкогольную тему можно встретить везде – в воспоминаниях у Сталина, в биографиях знаменитых писателей, художников и актерво, в рассуждениях врачей о новогодних праздниках – и даже в детской литературы. Например, в знаменитой сказке “Золушка” Евгения Шварца можно встретить любопытные сцены. Вот король готовится к празднику и проводит инспекцию дворцовых привратников:
Король. Смотрите у меня, не напейтесь!
Привратники. Нет, ваше величество, мы люди разумные, мы пьем только в будни, когда не ждешь ничего интересного.
Эпизод, который явно покажется более понятным - и более смешным - взрослым, чем детям…