Найти тему
Армия и технологии

Показан процесс сборки истребителя Су-57 с использованием технологии дополненной реальности.

Всем привет, многие интересующиеся военной техникой и авиацией ждут того самого, значимого события в наших ВКС, а именно передача первых серийных Су-57. Несмотря на многие проблемы связанные с частичной утратой научно-технического задела в 90-х начала 2000-х, санкции и прочие трудности, наша страна всё же смогла разработать и довести до серийного производства собственный истребитель пятого поколения.

Истребитель Су-57./ Источник фото: Яндекс.Картинки
Истребитель Су-57./ Источник фото: Яндекс.Картинки

Несмотря на это, по сей день на просторах интернета бушуют страсти, является ли Су-57 машиной 5-ого поколения, на сколько низок его ЭПР и вообще, можно ли его считать стелс машиной? Существует множество способов и технических решений по снижению заметности истребителя, как пример использование композитных материалов в конструкции фюзеляжа и пилообразных кромок, а также использование специальных покрытий и особых форм различных частей фюзеляжа.

Пилообразные кромки отсека штанги дозаправки (GIF видео).
Пилообразные кромки отсека штанги дозаправки (GIF видео).

Су-57 по требованию МО не задумывался как абсолютный стелс истребитель, однако машина имеет очень низкий ЭПЛ, который по расчётным данным варьируется от 0.32 до 0.41 м² в передней и боковых полусферах. И не смотря на то, что Су-57 имеет важные для снижения ЭПЛ элементы, перечисленные выше, а так же возможность размещать вооружение во внутренних отсеках фюзеляжа, существует мнение некоторых скептиков, что есть уязвимая деталь у Су-57, которая, по их мнению, сильно завышает ЭПР, а в некоторых случаях сводит на нет применяемые технические решения. Речь идёт конечно же об отсутствии S-образных воздухозаборников, из-за которых в определенной плоскости видных лопатки турбин двигателя.

VR очка на сотруднике сборочного цеха./ Источник фото: Яндекс.Картинки
VR очка на сотруднике сборочного цеха./ Источник фото: Яндекс.Картинки

Почему на Су-57 отсутствуют S-образные каналы воздухозаборников и действительно ли это критично, я расскажу чуть позже, так как появилась информация на данную тему, но, а пока суть сегодняшней статьи. Многие если не видели, то уж точно слышали о технологии дополненной реальности, когда с помощью ЖК видоискателя или VR очков, можно вставить анимированную картинку или видео в 3D прям в окружающую среду или на её объекты. И можно подумать, что такая технология годиться только для развлечений и игр, однако это не так, как пример на базе технологий Microsoft HoloLens, создана промышленная система дополненной реальности, которую использует корпорация Lockheed Martin в процессе сборки F35.

Дополненная реальность показывающая расположение креплений для монтажа (GIF видео).
Дополненная реальность показывающая расположение креплений для монтажа (GIF видео).

Сложно поверить, но Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина, как выяснилось использует аналогичную технологию, которая сильно помогает технологам и новичкам на сборочной линии в процессе сборки столь сложной машины. В сети на днях появилось видео данного процесса и как видно выглядит это вполне футуристично и любопытно, да и в целом радует, что наш ВПК не является сегодня тотальным консерватором, а большими шагами осваивает цифровой метод проектировки и управления производственными процессами.

Но, а теперь, бонус! Как я писал выше, у скептиков есть вопросы к ЭПР Су-57 в передней полусфере из-за воздухозаборников. Данная часть машины практически на всех фото и видео тщательно ретушируется или скрывается, а все из-за того, что лопаток турбин там нет. Ну как нет, они есть, просто они не торчат как принято считать диванными «экспертами», многие понимают, что в ОКБ «Сохой» работают не дураки, которые не знают, что такое S-образный канал, однако из-за особенности двигателей использовать его в полной мере горизонтально не получится, по этому частично он реализован вертикально, а оставшийся засвет лопаток компрессора прикрывает коаксиальный радар-блокер, как на F117.

Коаксиальный радар-блокер истребителя Су-57./ Источник фото: Яндекс.Картинки
Коаксиальный радар-блокер истребителя Су-57./ Источник фото: Яндекс.Картинки

Разбирающиеся в данном вопросе люди, предполагали, что такое решение возможно на Су-57, но до появления осветленного кадра с видео представленного МО, о наличии такого блокера можно было только догадываться. Ожидается, что первый серийный (второй борт) пополнит ряды ВКС уже к январю 2021 года, а мы будем надеяться, что хоть он и первый, но далеко не последний.

#самолёты #дополненная реальность #авиация #россия #впк россии #вкс россии