Анджей Сапковский – современный польский писатель-фантаст (род. в 1948 году), автор цикла романов о ведьмаке Геральте (Последнее желание, Меч предназначения, Кровь эльфов, Час презрения). Первые два романа были экранизированы в 2020 году. Ожидается вторая часть саги.
Чем взял этот автор? Что есть у него, чего нет у других? Существует множество романов в стиле фэнтези, но именно произведения Сапковского приобрели особый статус у российского читателя. Тому есть несколько причин. Во-первых, его мир – это только его мир, он создан фантазией и талантом автора, в нем нет следов и влияний других писателей, которые тоже создавали свои миры. Его мир – это Европа, точнее, центр Европы, его герои – жители европейского континента с понятной нам и знакомой философией. Этот мир населен разными людьми, которые распределены по социальным и профессиональным группам, как это и было в Средние века. Они невежественны, грубы, невоспитаны, всегда готовы вступить в драку или в войну. Ими правят жестокие, алчные, беспринципные правители. Они верят в магов, оборотней, монстров, которые реально существуют. Во-вторых, этот мир очень компактен и негусто населен, но в нем легко затеряться, поскольку он еще мало изучен. Описание городов и деревень в романах смело можно приложить к жизни Европы в Средние века. В-третьих, в мире Геральта спокойно сосуществуют реальные люди и мифические создания, которые убивают скот, вредят посевам, крадут детей. Собственно Геральт и промышляет тем, что за деньги избавляет людей от монстров. Для читателя джины, драконы, эльфы, друиды и прочая нечисть также осязаема, как крестьяне, воины или рыцари. Мир мифа и реальный мир все время пересекаются. В-четвертых, большую часть романов занимают диалоги, и здесь автор показал всю свою силу: они разнообразны, точны, выразительны, несмотря на пространность. Каждый из героев получает свою характеристику – от философов-эльфов до крестьян-краснолюдинов и низушек. Вот пример диалога Геральта и одного из многочисленных чудищ:
- Магические способности у тебя врожденные?
- Нет. Появились, когда это выросло. Морда, стало быть. Сам не знаю, откуда они взялись, но дом выполняет все, чего ни захочу. Ничего особенного. Так, мелочь. Умею наколдовать жратву, выпивку, одежду, чистую постель, горячую воду, мыло. Любая баба сумеет и без колдовства. Отворяю и запираю окна и двери. Разжигаю огонь. Ничего особенного.
Напоминает "деятельность Бабы-Яги", не правда ли?
Наконец, изобретательность в названиях впечатляет даже искушенного читателя. Так, лошадь Геральда зовут Плотва, его приятеля поэта – Лютик, чародея – Стрегобор, города-государства именуют Цинтра и Ниильсгард, действие происходит в Новеграде, возлюбленную чародейку Геральта зовут Йенифер. В этих названиях и именах угадываются славянские и норманнские корни. Если добавить описание боевых сцен и сцен любви, то становится понятно, почему Сапковский пользуется такой славой.