Найти в Дзене
Истории и История

Старые театральные байки

Жизнь театрального актера полна сюрпризов и неожиданностей. Это тебе не кинематограф, где можно отснять несколько дублей и выбрать наиболее удачный.

У лицедея нет права на ошибку! На театральной сцене надо выложиться от начала и до конца, отыграть спектакль без «сучка и задоринки» и с первого раза. Внимание зрителя должно быть захвачено происходящим, и он не должен уйти разочарованным бездарной и бесталанной игрой.

Но актеры - тоже люди и ничто человеческое им не чуждо. Как и простые смертные они могут уставать и страдать забывчивостью. Неудивительно, что на сцене время от времени происходят курьезные и забавные истории.

Студиец не будет настоящим талантом, если не сможет выбраться из сложной ситуации с достоинством и гордо поднятой головой. Не всегда и не у всех получается выкрутиться удачно и уж тем более незаметно для зрителя. Но без таких вот неудач и курьезов жизнь была бы скучной и пресной.

Актеры - существа ироничные и с юмором, им в лес не ходи, а дай приукрасить действительность. И вполне естественно, что некоторые их анекдоты из жизни вызывают гомерический смех, заставляя сползать со стула, и надолго поднимают настроение.

Многие рассказы стали легендарными и передаются из уст в уста. Каждый театр рад бы приписать произошедшее своим подмосткам.

И вот небольшая подборка театральных баек, которая вызовет, если не смех, то улыбку уж точно.

***

Гастроли провинциального театра, последний спектакль в канун Нового Года - трезвых нет. Шекспировская хроника, шестнадцать трупов на сцене. Финал.

Один цезарь над телом другого должен произнести фразу:

"Я должен был увидеть твой закат

Иль дать тебе своим полюбоваться".

То есть один из нас должен умереть. И вот артист произносит:

- Я должен был увидеть твой... - а дальше забыл, надо выкручиваться, а это же стихи!... И он таки выкрутился:

- Я должен был увидеть твой... конец! - и задумчиво спросил:

- Иль дать тебе своим полюбоваться?..

И мертвые поползли со сцены...

***

Чайка" Чехова. В финале спектакля, как известно, должен прозвучать выстрел. Потом на сцену должен выйти доктор Дорн и сказать: "Дело в том, что Константин Гаврилович застрелился". Но сегодня пауза затянулась.

И выстрела нет. Доктор Дорн, видимо, понимает, что что-то произошло, и нужно спасать положение. Тогда он выходит, долго стоит, все-таки ожидая, что сейчас будет выстрел, но поскольку выстрела по-прежнему нет, он говорит:

- Дело в том, что Константин Гаврилович повесился.

И тут раздается выстрел. Тогда он, еще подумав, произносит:

- И застрелился.

***

В одном из небольших гоpодов театp пpоездом давал "Гpозy" Остpовского. Как многие, наверно, помнят, там есть сцена самобpосания тела в pекy.

Для смягчения последствий падения обычно использовались маты. И обычно их с собой не возили, а искали на месте (в школах, споpтзалах). А здесь вышел облом: нет, не дают, и т. п. В одном месте им пpедложили батyт. Делать нечего, взяли, но в сyматохе (или намеpенно) забыли пpедyпpедить актpисy. И вот пpедставьте себе сценy: геpоиня с кpиком бpосается в pекy... и вылетает обpатно. С кpиком... И так

несколько pаз... Актеpы с тpyдом сдеpживаются (сцена тpагическая), зpители в тpансе... В этот момент один из стоящих на сцене пpоизносит:

" - Да... Hе пpинимает матyшка-Волга... "

Актеpы, коpчась, падают, актpиса визжит, зpители сползают с кpесел...

***

На одном из спектаклей "Евгения Онегина" пистолет почему-то не выстрелил. Но Онегин не растерялся и ударил Ленского ногой. Тот оказался сообразительным малым и с возгласом: "Какое коварство! Я понял все - сапог отравлен!" - упал и умер в конвульсиях.

***

Малый театр. На сцене Ермолова. За кулисами выстрел - застрелился муж героини. На сцену вбегает актер А. Южин. Ермолова в страшном волнении:

"Кто стрелял?" Южин, не переведя дыхания, вместо "Ваш муж!" выпаливает: "Вах мух!" Ермолова повторяет в ужасе: "Мох мух?" - и падает без чувств.

***

Актер забыл слова. Суфлер шипит:

- В графине вы видите мать! В графине вы видите мать!

Актер берет со стола графин и, с удивлением глядя туда:

- Мама, как ты туда попала??!

***

Евгений Евстигнеев в спектакле по пьесе Шатрова "Большевики" выйдя от только что раненного Ленина в зал, где заседала вся большевистская верхушка, вместо фразы: "У Ленина лоб желтый, восковой..." он сообщил:

"У Ленина... жоп желтый!..". Спектакль надолго остановился. "Легендарные комиссары" расползлись за кулисы и не хотели возвращаться.

***

Знаменитый актер Александринского театра Василий Пантелеймонович Далматов как-то совершенно запутался на спектакле. Вместо "Подай перо и чернила" сказал: "Подай перна и черна, тьфу, чернила и пернила, о господи, черно и перно. Да дайте же мне наконец то, чем пишут!"

Гомерический смех в зрительном зале заглушил последнюю реплику актера.