Найти в Дзене
Vsadnique

Макиавелли навсегда

Оглавление
Мудрый правитель никогда не должен держать слово, если это противоречит его собственным интересам. Государь никогда не ищет хорошей причины, чтобы нарушить своё обещание (с)

Часто, когда какого-то политика хотят обвинить в излишнем прагматизме, в отсутствии морали, лицемерии или «не дай Бог для политика» лжи вспоминают Никколо Макиавелли. За XXI век попытки сплотить народ и власть всевозможными СМИ и сделать вид, что между ними нет никакой социальной разницы все больше увенчиваются успехом. Люди не знают про теорию элит и считают, что они, которые не могут разобраться с финансовыми проблемами семьи и наладить общение с соседями, могут указывать главе государства на его ошибки в экономике и дипломатии.

В.В. Маторин "Казнь  Пугачева"
В.В. Маторин "Казнь Пугачева"
Чтоб сохранить самодержавие, государь не может постоянно оказывать добро, ему приходится скалить зубы, пользуясь кнутом по мере надобности. (с)

Качественно политика и подходы к ней за последние 1000 лет не изменились. В истории нашей страны за “демократические” 29 лет были яркие прецеденты уничтожения или отравления политических оппонентов власти и людей, мешающих политическому аппарату. Достаточно вспомнить дела генералов Л.Я. Рохлина и А.И. Лебедя, аудитора С.Л. Магницкого, сотрудника ФСБ А.В. Литвиненко, журналистов и правозащитников В.В. Кара Мурзы, П. Ю. Хлебникова, А.С. Политковской, Ю.П. Щекочихина, Н.Х. Эстемировой, Д.Ю. Холодова и С.Ю. Маркелова, политиков Г.Н. Старовойтовой и Б.Е. Немцова, праворадикалов Д.А. Боровикова и М.С. Марцинкевича, ну и неудачные дела с “Рязанским сахаром” и отравлением С.В., Ю.С Скрипалей и А.А. Навального. Все ли эти дела лежат на руках государства вопрос относительный, но если вспомнить советскую эпоху, то очевидно, что в политической борьбе ничего не поменялось, а если мы вспомним средневековье или эпоху Возрождения в Европе, или смутные времена на Руси то все встает на свои места. Но в этой статье мы поговорим о настоящем магистре политической игры Никколе Макиавелли.

Обыкновенные люди не выносят свободы, боятся ее больше, чем смерти, и, совершив преступление, падают под бременем раскаяния. Только герой, избранник судьбы, имеет силу вынести свободу – переступает закон без страха, без угрызения, оставаясь невинным во зле, как звери и боги. (с)

Биография

Будущий политик и мыслитель родился 3 мая 1469 года в деревне Сан-Кашано, недалеко от Флоренции. Его семья была очень знатной, однако, не богатой. Глава семейства — Бернардо Макиавелли — служил нотариусом. Это был человек, скептически относившийся к религии и глубоко интересовавшийся античной литературой, считается, что мать Никколо писала театральные постановки.

Санти ди Тито. Портрет Никколо Макиавелли
Санти ди Тито. Портрет Никколо Макиавелли

Из-за недостатка денег, Никколо не смог поступить в университет, но под руководством отца немного освоил право. Эти навыки позволили Макиавелли заняться государственной работой. Первые шаги на политическом поприще он сделал при Джироламе Савонароле, выполняя функции секретаря и посла. Несмотря на то, что после жуткой казни Савонаролы Макиавелли был на какое-то время подвергнут опале, в том же 1498 году, он занял важный пост секретаря второй канцелярии республики и стал секретарём Совета Десяти. Молодому политику приходилось балансировать между сторонниками Медичи и партией покойного Савонаролы, не примыкая ни к одной из коалиций. Однако работа Макиавелли была очень эффективна, и вскоре он стал пользоваться уважением представителей обеих группировок. На протяжении 14 лет Макиавелли регулярно переизбирался. За эти годы он отдал тысячи распоряжений, командовал несколькими военными компаниями, не раз представлял Флоренцию в других городах-республиках и за границами Италии, а также решил множество сложнейших дипломатических споров. Параллельно Макиавелли продолжал читать античных авторов и изучать политическую теорию.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции

Макиавелли первым в истории Флоренции смог организовать городское ополчение, с которым Флоренции удалось добиться капитуляции Пизы, отделившейся в 1494 году.

Не строй скромных планов — они не способны взволновать душу.(с)

В 1502 году во Флоренции появилась должность пожизненного гонфалоньера (до этого гонфалоньеры сменялись каждый месяц). Гонфалоньер мог созывать советы, инициировать разработку законов и, по сути, являлся самым важным человеком в республике. На эту должность был назначен Пьеро Содерини, впоследствии ставший близким другом Макиавелли. Содерини немного не хватало проницательности и организаторских способностей, поэтому во всех вопросах он стал полагаться на Макиавелли, быстро ставшего настоящим флорентийским «серым кардиналом». Советы Макиавелли были очень полезны, они позволили укрепить Флоренцию и преумножить её богатства. Никколо Макиавелли вел дружбу с гениями того времени Микеланджело, Сандро Боттичелли и Леонардо Да Винчи, расположившимися во Флоренции и сделавшие легендарным этот городок.

Всякая перемена прокладывает путь другим переменам (с)

Однако в 1512 году Флоренцию постиг серьёзный удар. В город вошли войска Джованни Медичи, восстановившего власть своей семьи над республикой. Содерини бежал из Флоренции, а Макиавелли был схвачен, обвинён в заговоре против Медичи и брошен в тюрьму. Вскоре его выпустили, но вернуть себе прежнюю власть Макиавелли уже не смог. Он был сослан в своё небольшое имение в Сан-Кашано. Макиавелли тяжело переживал своё вынужденное бездействие и желал снова служить Флоренции и Италии. Но Медичи считали его неблагонадёжным и пресекали все его попытки снова занять какой-нибудь государственный пост. Поэтому период с 1513 по 1520 год стал для Макиавелли временем подведения итогов своей бурной деятельности и активного литературного творчества. В эти годы были созданы следующие сочинения: «Государь» (1513); «Искусство войны» (1519-20); театральная пьеса «Мандрагора»; сказка «Бельфагор» и многое другое. В 1520 году к опальному философу и политику стали относиться мягче. Он смог часто приезжать во Флоренцию и выполнять небольшие государственные поручения. Тогда же Макиавелли занял должность государственного историографа Флоренции и по заказу Папы Римского написал труд «История Флоренции». [1]

После смерти я хочу попасть в ад, а не в рай. Там я смогу наслаждаться обществом пап, королей и герцогов, тогда как рай населен одними нищими, монахами и апостолами.(с)

Государь

Никколо Макиавелли считается родоначальником современной политологии как науки, при этом в своих книгах по политическому устройству выдвинул ряд принципов, которыми современные политики и крупные бизнесмены придерживаются по сей день. Изгнанный в 1513 году из любимой Флоренции, Макиавелли написал черновик своего капитального труда «Государь». Небольшой трактат, на который Макиавелли возложил последнюю надежду заслужить благосклонность Медичи, в последующие века стал самым знаменитым его произведением и обеспечил автору ярлык злодея. Прошло пять столетий, а эта азбука идеального государственного правителя по-прежнему остается пусть не самым приятным, но зато необходимым учебным материалом для практиков и теоретиков политики. Основой оригинальности Макиавелли, а также источником его прочной, хотя и довольно скандальной репутации было то, что он полностью отвергал традиционные принципы морали и нравственности как руководство к политической деятельности, а также утверждал, что искусство государственного управления должно быть основано на реалистичных взглядах на испорченность человеческой натуры. Его часто проклинали и осуждали, называя аморальным циником и автором «наставления для бандитов» (характеристика Бертрана Рассела). Но на самом деле, моральные позиции и взгляды у Макиавелли были намного сложнее. Его центральное утверждение заключается в том, что у политики есть своя собственная нравственная логика, требующая порой таких действий ради сохранения государства, которые утонченное и приличное общество может посчитать предосудительными. Иными словами, бывают времена, когда традиционную мораль необходимо отложить в сторону ради прагматичных и целесообразных государственных интересов. На основе своих исторических исследований и практических наблюдений он пытается установить вневременные истины общественного поведения человека, а затем трансформировать их в набор афоризмов и предписаний, способных помочь государю выжить в нашем предательском и ненадежном мире. Он исследует богатую историю классической Древней Греции и Рима, а также более поздние пертурбации в итальянских городах-государствах, ища там примеры удачного и провального политического правления. [2]

-4

В 1546 году среди участников Тридентского собора был распространён материал, где было сказано, что макиавеллиевский «Государь» написан рукой Сатаны. Начиная с 1559 года все его сочинения были включены в первый «Индекс запрещённых книг».

С врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй – зверю.(с)

Рассуждение о декаде Тита Ливия

В «Рассуждениях о декаде Тита Ливия» Макиавелли выделяет 6 видов государственного правления — 3 хороших и 3 плохих. Так, к первым он относит монархию, аристократию и демократию. Но с течением времени эти хорошие правления превращаются в плохие. Соответственно в тиранию, олигархию и анархию. Нет ничего постоянного как в природе, так и в обществе. Развиваясь, государства достигают совершенства, потом начинается упадок. При появлении новых условий, государство вновь может развиваться и т. д. Государством с наиболее лучшей формой правления Макиавелли считал Римскую республику, использовавшей в своем управлении смешанные формы правления[3].

Лучше быть смелым, чем осторожным, потому что судьба — женщина (с)

В «Рассуждениях ..» Макиавелли все так же развивает теорию элит - концепция, предполагающая, что народ в целом не может управлять государством, и эту функцию берёт на себя элита общества. Он рассматривает государство как результат взаимодействия различных социальных сил. Позже он констатирует, что определяющим в ходе исторического процесса являются не субъективные желания и представления людей, пусть даже стоящих у руля государственного правления, а "…воздействие объективных исторических законов, влияние «действительного хода вещей»

Скульптура Н. Макиавелли  в Галереи Уффици, Флоренция
Скульптура Н. Макиавелли в Галереи Уффици, Флоренция
Люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого.(с)

Власть в обществе не могут осуществлять ни один человек, ни все люди сразу. Как следствие, появляется организованное меньшинство, и оно управляет, потому что оно организованно. «…Авторитет или власть лидера коренится в поддержке сторонников…», — пишет Н. Макиавелли. По его мнению, все основные конфликты разворачиваются между элитами: меньшинством, удерживающим власть, и меньшинством, идущим к власти. Ориентация на власть, стремление её достичь таит потенциальную опасность для социального порядка, гарантом которого выступает тот, кто эту власть уже имеет. Требования, с которыми выступает народ, обусловлены не своекорыстными влечениями и прихотями отдельных граждан, которые слишком противоречат друг другу, а интересами, общими всем людям. Эти интересы — безопасность и неприкосновенность чести и имущества. Только ради защиты этих интересов народ выходит из своей пассивной роли, считает Макиавелли. Он также отмечает: «…второе отличительное качество народа — неспособность к быстрым решениям и движениям и ограниченность желаний»[4].

Заключение

Макиавелли выполнил роль политического терапевта и уже тогда поставил бесконечный диагноз любой политической системе. Все новые идеи либерализма, прозрачности власти, разговоры о свободе слова, правде, честности и гуманизме приносят их авторам политические очки на мировом поприще, а вопрос о честности их намерений всегда можно пронаблюдать на других исторических примерах.