Электронные диагностические карты, фотофиксация, координаты и новые тарифы — как и когда поменяется процедура прохождения техосмотра и кто будет отслеживать все нарушения?
Новая система прохождения техосмотра готовилась давно и должна была вступить в силу минувшим летом, однако карантин внес свои коррективы, и все нововведения перенесли на весну-2021. Обязательная для автомобилистов платная услуга прохождения планового техосмотра изменится с 1 марта и будет включать в себя сразу несколько нововведений: причем это не только новые тарифы, но и совсем другие правила прохождения техосмотра, а также новое оформление процедуры.
Электронная диагностическая карта
Оформление диагностических карт по новым правилам будет проходить в электронном виде, для этого МВД разработало специальную систему под названием ЕАИСТО. По приезду машины в сервис техник должен будет войти в систему с помощью своей электронной подписи. Причем сделать это смогут только авторизованные техники и сервисы. Техосмотр начнется с того момента, как в систему будет внесена первая фотография автомобиля. Вся дальнейшая процедура также будет проходить в режиме онлайн под постоянным контролем. Если что-то пойдет не по регламенту, система не даст продолжить оформление.
Фотографии и координаты
Весной в силу вступят и новые правила обязательной фотофиксации автомобилей при заезде и выезде из технического сервиса, именно эти фотографии будут заноситься в электронную базу данных ЕАИСТО. Кроме фотографий также в обязательном порядке будут записываться координаты автомобиля.
На таких изображениях, согласно нормативным документам, должна быть хорошо видна передняя часть машины, где можно распознать марку, цвет и регистрационный знаком. Сперва было также предложено фотографировать и VIN-номера автомобиля, но этот пункт позже был исключен как трудновыполнимый.
Тарифы и штрафы
Существующая методика определения стоимости техосмотра давно критикуется. Потому что по факту сервисные центры никогда не указывают в документах реальную стоимость услуги, а региональные тарифы, которые используются сейчас не соответствуют давно выросшим ценам и не включают в себя зарплату технических специалистов.
Для нарушителей процедуры прохождения техосмотра также подготовили большие штрафы. Водителей, купивших диагностическую карту, которая не проходит по системе ЕАИСТО, будут штрафовать камеры и сотрудники ГИБДД на посту. Узнать, есть ли техосмотр, они смогут по госномеру автомобиля. Размер штрафа составляет 2 000 рублей, а приходить он будет не чаще, чем один раз в сутки.
Предусмотрена также ответственность для операторов техосмотра и сотрудников страховых компаний. За выдачу диагностической карты без проверки автомобиля предусмотрен штраф от 5 до 300 тысяч рублей. Если виновником признают конкретного сотрудника, то штраф будет небольшим. А если ответственность возложат на юридическое лицо, то сумма штрафа будет максимальной.
Более того, компании, выдающие диагностические карты, но не аккредитованные в РСА, будут нести уголовную ответственность за незаконное предпринимательство. Кроме того, водителям, которые сознательно проходят техосмотр и не имеющих аккредитации организациях, тоже грозит уголовная ответственность. Как заявили в МВД, дело будут заводить заведено по ч. 3 ст. 327 УК РФ «Приобретение заведомо поддельного документа». Наказание по этой статье предусматривает ограничение или лишение свободы на срок до одного года.
Список аккредитованных операторов появится ближайшей зимой и будет опубликован до 1 марта. Новые штрафы за отсутствие техосмотра, а также за нарушение правил диагностики со стороны СТО вступят в силу еще позже, через год после запуска новой системы — с 1 марта 2022 года.
Кто и когда проходит ТО
Кое-какие правила техосмотра уже поменялись этой весной. С 1 апреля изменились требования к возрасту автомобиля и частоте получения диагностической карты. Также из-за коронавируса до 30 сентября текущего года при оформлении полиса ОСАГО не было необходимости предъявлять страховщику диагностическую карту. Водителям дали время дождаться открытия сервисных центров. Но с 1 октября все автомобилисты уже обязаны иметь диагностическую карту и должны предъявить ее в страховые компании до 1 ноября. Иначе весь ущерб за ДТП ляжет на их собственный кошелек.
С этого года полное освобождение от необходимости проходить технический осмотр получили автомобили младше четырех лет. Владельцы автомобилей возрастом от четырех до десяти лет обязаны проходить техосмотр один раз в два года. А вот автомобили старше десяти лет и машины такси до пяти лет должны проходить процедуру техосмотра ежегодно. Как и мотоциклы, прицепы, полуприцепы и грузовой транспорт массой до 3,5 тонны.
Каждый год на техосмотр обязали ездить автобусы, грузовики массой свыше 3,5 тонны и учебные автомобили до пяти лет. Если возраст этих машин или автомобилей такси будет превышать пять лет, то техосмотр им полагается проводить уже раз в полгода.