Рассматриваем вторую группу затрат – Оборудование, станки, сложный инструмент.
Сюда нужно для объективности и понимания добавить подвижной состав, самолеты, автобусы, грузовой автотранспорт – все то, что участвует или используется непосредственно при осуществлении основной деятельности предприятия. В данном случае наша добавка в основном относится к транспортным предприятиям. Я сказала в основном потому, что в отдельных случаях это касается и других предприятий, например, металлургии с двумя и более переделами и т.д.
Для упрощения все будем называть оборудованием.
И так, приобретенное оборудование, не списывается одномоментно на расходы предприятия. Затраты, как и по аналогии с первой группой, переносятся на себестоимость или вкладываются в цену продукции по частям.
Как вы уже знаете, доля затрат второй группы в цене товара зависит от срока службы и интенсивности работы. Например, понимается это легко автомобилистами. В зависимости от пробега автомобиля наступает срок профилактического ремонта (текущего или капитального) и полного списания автомобиля.
Для оборудования принимается определенный срок и по аналогии с первой группой происходит перенос амортизационной доли в цену до полного возмещения всей стоимости оборудования.
Рассматривая первую и вторую группу затрат, мы понимаем, что при формировании цены, какая-то часть ее будут составлять денежные средства, которые предприятие, получая за продукцию аккумулируют в самом предприятии. Они составляют средства, которые были потрачены на приобретение оборудования и строительство здания (гаража). Постепенно величина этих денежных средств, для здания – в течение нескольких лет или десятков лет, а для оборудования – в течение срока эксплуатации, полностью возмещается предприятию. И готова к покупке нового оборудования в замен списанного..
Теперь давайте рассмотрим, как народ обманывают или где и что надо смотреть при анализе технико-экономического обоснования, при увеличении (росте) цены.
Первым узким местом является оборот огромной массы денег, которые собираются и аккумулируются (по крайней мере обязаны ) на счете предприятия.
Если сажем за 10 лет, практически , начиная с первого года деятельности у предприятия скапливается определенная сумма денег и руководство ее размещает на банковских счетах под проценты. Представьте, сколько денег можно сокрыть от людей и они не будут догадываться, что чиновник зарабатывает такие деньги. Это все равно, что получить любому человеку миллионы в руки на время, а затем вернуть их без той части, что банк выплатил в виде процентов.
Если предприятие, размещая деньги под процент, его не возвращает предприятию на счет всей суммой с процентами, то это мошенничество в виде воровства денежных средств у предприятия.
Еще один пример из жизни города Екатеринбурга. Совсем недавно на проезд в екатеринбургском метро были увеличены цены. Глава города Высокинский объяснил, что подвижной состав уже выработал свой срок эксплуатации и на покупку нового подвижного состава требуются огромные средства. Яко бы, по этому повышаем проезд в метро, а разница, по его расчетам, позволит приобрести новый подвижной состав.
Те, кто просмотрел внимательно только анализ затрат первых двух групп, могут уже сделать вывод, что это объяснение повышения цены на проезд в екатеринбургском метро чистейшее вранье.
Мы теперь знаем, что если срок эксплуатации подвижного состава истек, то это означает, что все денежные средства, потраченные из бюджета при запуске метро, должны быть собраны в полном объеме и находиться на счете метрополитена. Для приобретения нового подвижного состава они и предназначены.
Если Высокинский увеличивает проезд в метро, обосновывая необходимостью покупки подвижного состава, то он должен объяснить – Куда и кому пойдут или уже «ушли» деньги, которые метро получило, осуществляя эксплуатацию подвижного состава за предыдущие годы. Самое главное нам надо понимать, что при выработке срока эксплуатации транспортного средства, в т.ч. в метро, сумма собранных в цене денежных средств, в виде амортизации, должна равняться по величине всей стоимости нового подвижного состава, во-первых, а во-вторых, эти деньги должны находиться на счете метро.
Если этих денег нет, то либо они украдены, либо израсходованы не по назначению. И то и другое – преступление.
P.S. Запрос к Высокинскому с требованием: объяснить – где деньги ? – думаю, заставит чиновников ограничивать свои аппетиты. Еще лучше, требовать технико-экономическое обоснование. Его анализ показывает много «узких» мест, которые показывают необоснованно завышенную цену. Как правило, это затраты, не имеющие, непосредственного отношения к процессу перевозок, а цена повышается искусственно, не имея на то причин.