Термин «сэдметал» вряд-ли можно считать легитимным. Он просто пришёл мне в голову и оказался оптимальным для описания этого блока музыки. Изначально я планировал обзор дум-метал альбомов, но два поздних открытия этого года перевернули всю конструкцию с ног на голову. В итоге получился топ-5 отличающихся по жанру работ, которые внезапно дополнили друг друга в моей вселенной под кодовым именем «Меланхолия 2020». Добро пожаловать.
Paradise Lost «Obsidian»
Уверен, что многим из нас – по сей день цитирующим «Icon» и «Draconian Times» наизусть – было, мягко говоря, странно видеть поп-капитуляцию Paradise Lost в конце 90-х. Лично мой интерес к группе надолго угас с тех времён. И даже возвращение англичан к истокам на «The Plague Within» в 2015 году не смогло разубедить многих скептиков в том, что пополнения каталога группы стоят внимания. Миру известно немало примеров, когда «камбэки» некогда культовых героев не делали больших кругов на воде. Но Paradise Lost всё же удалось вернуть себе доброе имя.
«Obsidian» – третий по-настоящему тяжёлый и медленный альбом ветеранов дум-метала кряду, показывающий их лучшие качества. Здесь гитара Грега Макинтоша заново обретает особый характер, а вокал Ника Холмса звучит как-никогда солидно в низком регистре. Цитируя классику медленной музыки – от ранних Black Sabbath до ранних самих себя – группа возвращается в свою естественную весовую категорию. В отличие от физически мощного, но всё ещё блёклого «Medusa», новый альбом смотрится первым полноценным творением Paradise Lost за долгое время, которым можно гордиться. Главный признак большого альбома – его хиты. Лично для меня это «Ravenghast» – один из самых прямолинейных трэков группы за всю историю, оупенер «Darker Thoughts» с убийствеными иносказаниями, реверанс правильному готик-року «Ghosts», и мой абсолютный фаворит – «The Devil Embraced» как квинтэссенция оправданного риска, на который группа пошла ради того, чтобы снова контролировать историю сотворённого ей же жанра.
Soliloquium «Things We Leave Behind»
Soliloquium – это студийный проект шведа Стефана Нордстрема, тонкого артиста и большого энтузиаста дум/дэта, а «Things We Leave Behind» – третья большая работа проэкта. Её потенциал сравним с мастерписами именитых коллег по цеху современного меланхоличного метала, выросших из дум-метал среды. Да, я имею в виду Katatonia, с которыми Soliloquium разделяет пасмурное видение мира. В этом мире бесконечно разрушающейся надежды на музыкальных полотнах преобладает диссоциированная, тревожная непредсказуемость прога и голые эмоций пост-рока, а обрамление модернизированным дум-металом позволяет придать материалу законченную форму.
Я не большой поклонник хай-тека в классических метал-жанрах, но в данном случае цель полностью оправдывает средства. Сложный звук «Things We Leave Behind» – наилучший способ подчеркнуть многочисленные акценты и контрасты альбома, играющие колоссальную роль. Трэк «The Discarded» лидирует в списке моих персональных фаворитов 2020 года благодаря своему прямому 4/4 рок-ритму и впивающимся в память риффам в стиле The Rapture. В вещах «It Was Taken Away» и особенно «Existential Misshape» отчётливо раскрывается талант Нордстрема–композитора, а так же цементируется самобытный стиль игры Нордстрема-гитариста. Настроения его музыки способны неожиданно менять цвета от светло-серого до чёрного, и, подобно песням сирен, выманивают слушателя прямо в волны биполярки, когда уже не ясно прилив это или отлив.
Atramentus «Stygian»
Материал «Stygian» был создан лидером Atramentus Филиппом Туга́ в 2012 году, после чего отправился на полку. Промариновавшись там до второй половины 2018, альбом, наконец, был записан и спродюсирован силами группы. Эта работа, выпущенная в августе под патронажем 20 Buck Spin – андеграундного метал-лейбла с безупречным вкусом – датируется 2020 лишь формально. Тем не менее, «Stygian» отображает настроение уходящего года как никто другой.
Как и всё актуальное искусство 2010-х, музыка Atramentus создаёт чувство беспокойства при помощи непрямых, косвенных средств. Внешне она похожа на фюнерал-дум: ультра-низкий строй, сверхмедленный, почти угасающий ритм, сокрушительные дропы и нечеловеческий гроул безошибочно указывают на любовь канадцев к пионерам жанра Thergothon. Но за поверхностным впечатлением, устраняемым при первом же внимательном прослушивании, скрывается другой – индивидуальный – пласт, ставящий Atramentus особняком.
Особенность «Stygian» в том, что он не слушается как жанровый альбом. Благодаря ледяной отрешенности и потрясающей работе со звуковым пространством, в массиве которого физическая тяжесть дум-метала растворяется и тает, музыка становится почти бесплотной. К тому же это альбом, эмоции которого диссоциированы – как будто огромная псевдо-живая химера лишь мимикрирует скорбь, при этом оставаясь чем-то бесчувственным и инородным, как Солярис. Это пугающее чувство немощи и безучастности создает критический эффект альбома, а сам материал делает похожим на путешествие по пустым равнинам архаичного мира теней.
Wytch Hazel «III: Pentecost»
Если бы мне пришлось взять только один альбом 2020 года с собой на необитаемый остров, то я выбрал бы этот. Год назад я уже признавался в любви к Wytch Hazel в одном из обзоров; тем приятнее наблюдать за ростом их мастерства, потрясшем меня ещё при первом знакомстве в 2018.
Трад-металлические по форме, фолковые в душе, Wytch Hazel обладают талантом завоёвывать внимание слушателя простыми, но эффективными приёмами. Это балладная эпика, мягкий, но мужественный звук, адекватный ретро-антураж и, безусловно, мелодии – это группа прирождённых хитмейкеров. Главная сила «III: Pentecost» – в концентрации хитов. Их неприлично много, они запоминаются с полуоборота и продолжают расти пропорционально количеству последующих прослушиваний.
Довольно лёгкий по нынешним меркам, но весьма органичный звук задаёт альбому вайб 70-х – группа выжимает из линии Laney Supergroup стопроцентный баланс пушистой винтажной текстуры и традиционной для метала плотности. На первый взгляд вокал Колина Хендра кажется простым в своём намерении оставаться в естественном тембре, но за этой обманчивой простотой скрывается ядерный потенциал, который проявляется пусть и очень экономно, но со вкусом и стопроцентной уверенностью. И если на предыдущих работах Wytch Hazel уже наблюдались все признаки супергруппы, то сейчас, с выпуском таких хитов, как «Dry Bones», «I Am Redeemed», «Reap the Harvest», «Spirit and Fire», «Archangel» (и далее по списку), квартет обеспечил себе достойное место в высшем эшелоне зрелых, умных рок-групп, музыкой которых можно наслаждаться бесконечно.
Pain Of Salvation «Panther»
На своём 11 студийном альбоме шведские провидцы Pain Of Salvation выходят в открытый космос чистой экспрессии, минуя условности вроде стилей, школ и традиций. С первых же секунд этой работы, перемалывающего сознание в пыль, группа превращает музыку в геометрию и цвет, подобно работам первых футуристов. Невозможная сложность конструкций здесь дешифруется выразительными вокальными линиями Дэниэла Гильденлова, которые выжигают дотла каждое мгновение альбома и делает его прослушивание похожим по бегу по лезвию бритвы/горящему мосту/умирающим клеткам мозга.
Для меня «Panther» – однозначно самое сильное высказывание года: безупречное, завершенное до уровня «вещи в себе». Также этот лонгплей делает одолжение всему прогу в целом, а именно – показывает бесконечный потенциал и огнеупорность этого казалось бы уже сто раз канонизированного жанра. Правда, согласно Pain Of Salvation, доступ к неисчерпаемым запасам идей можно открыть лишь соблюдая одно важное условие – целиком отказаться от прошлого, сконцентрировавшись на моменте «здесь и сейчас». Каждый момент этой работы является его кульминацией, что создаёт невероятную энергию.
Я бы мог бесконечно говорить о каждой из песен этого альбома, анализируя удивительную мозаику, игру красок и техническое совершенство, но вместо этого просто сведу свои впечатления к простому выводу – у рок-музыки есть будущее вне прошлого и оно лежит в плоскости чистого экспрессивного искусства. Только вот по версии самих Pain Of Salvation будущее это не выглядит очень уж радостно.
Таков мой топ сэдметала 2020, который я добиваю плейлистом из лучших трэков, в том числе с не попавших в обзор альбомов. Цените и помните: боль – это неотъемлемая часть жизни каждого живого существа, а страдание – личный выбор каждого.