Найти тему
Зерна и плевелы

Хочешь конфетку, малыш? Что дать: «Укус женщины» или «Сладкий мерзавец»?

Новый год на носу! Вчера на дне ящика с елочными игрушками нашла пачку фантиков из- под конфет, которые как привет из далекого советского детства. Взяла в руки и даже понюхала обертки, навевающие воспоминания о тех временах, когда хорошие шоколадные конфеты в вазе, на елке, в новогодних подарках были – восторг и трепет, и каждая уважающая себя девочка 7-9 лет собирала конфетные фантики, копила как сокровища, которыми можно было обмениваться с подругами.

И захотелось мне поговорить про эти «несерьезные» бумажки, свыше 150 лет «одевающие» и украшающие конфету. Оказывается, до середины 19 века, что в Европе, что в России, конфеты делались вручную, стоили страшно дорого и продавались в жестяных коробках. Возможность использовать индивидуальную обертку для каждой конфеты кондитерам подарил известный американский изобретатель Томас Эдисон, придумавший в 1872г. парафинированную бумагу. Ну и понеслось! Российская кондитерская индустрия очень быстро переняла это новшество, и уже к концу 19 века наш отечественный фантик считался одним из лучших в мире и очень ценился за рубежом.

Это сладкое сказочное детство

В «застойные» брежневские времена и в период «перестройки» названия конфет и дизайн обертки, как мне кажется, был без излишних идеологических вывертов и вполне себе соответствовал детским запросам и восприятию. Ну, вот же они, передо мной: «Мишка на севере», «Мишка косолапый», «Садко», «Кис-Кис», «Раковые шейки», «Ну-ка отними», «Коровка», «Незнайка», «Шишкин лес», «Тузик», «Ледокол», «Золотой ключик». Может быть, поэтому эти конфеты, как говориться, на все времена, и их популярность переживет еще не одно поколение сладкоежек.

Кстати, оформление всех перечисленных названий конфет выполнил один человек – Леонид Константинович Челноков, который проработал в штате художественной мастерской «Главкондитер», находившейся в ведении фабрики «Красный октябрь», четыре десятка лет, вплоть до 1989г. Благодаря таланту этого замечательного художника, многие марки отечественных конфет давно воспринимаются как бренд, закрепленный за фабрикой «Красный Октябрь».

Источник: https://yandex.ru/images/search
Источник: https://yandex.ru/images/search

У каждой обертки своя история создания. Взять, к примеру, фантик «Ну-ка, отними». Конфеты с таким названием уже выпускались, но на обертке был нарисован мальчик, дразнивший палкой собаку, что не очень вписывалось в социалистические понятия о добре. По указанию руководства фабрики Челноков поменял мальчика на девочку и убрал из сюжета палку.

Наши достижения выливали « в шоколаде»

Но было бы смешно и наивно утверждать, что в помпезные и политизированные 60-80-е годы кондитерскую индустрию не использовали как удобный способ и доступную каждому «площадку» для пропаганды ярких достижений и событий в общественно-политической жизни страны. Первый полет человека в космос, стыковка космических кораблей «Союз-Аппалон», визиты в СССР лидеров США Ричарда Никсона, Индии - Индиры Ганди, ФРГ - Эриха Хонеккера, 25-летняя годовщина освоения целины, съезды и международные мероприятия – под эти и многие-многие другие резонансные события, по указанию «сверху», как одноразовые проекты разрабатывались и выпускались конфетные наборы с шикарным оформлением и не менее привлекательным содержимым. Ну, а почему бы и нет! Зато розничная торговля обеспечивала советских людей вкусными, качественными, красиво оформленными конфетами.

Двести грамм «Ильича», пожалуйста!

Если копнуть поглубже, к самым истокам послереволюционного периода советской эпохи, – вот тут, ребята, в отечественной конфетной истории случился самый настоящий политический зашквар. Ушли в небытие милые сердцу российского обывателя конфетные названия: «Софи», «Марианна», «Веселая вдова», «Рыбачка» с изящными женскими фигурками, всякими красивостями и «живинками» на фантике.

Революция заставила всех жевать карамель в «политической» обертке, где в приоритете были красные тона, знамена, штыки, красноармейцы, крестьяне с косами, портреты героев Новой эры. Названия конфет придумывались соответствующие: «Серп и молот», «Красный октябрь», «Объединенный труд», «Красная звезда», «Раскрепощённый Труд», «Пионер», «Интернационал», «Народная», «Республиканская» и т.д.

Источник: https://yandex.ru/images/search
Источник: https://yandex.ru/images/search

Поглощали граждане страны Советов карамели под названиями: "Стенька Разин", «Максим Горький» и даже «Ильич». Круто! Развернул «Ильича», употребил, а фантик в помойное ведро!

Эта революционная вакханалия в кондитерской и пищевой промышленности продолжалась до середины 30-х годов. А потом все начало входить в нужные рамки: правительство вспомнило о том, что сладости предназначены, в первую очередь, для детей, разработало единые государственные стандарты СССР изготовления конфет, и «политические оковы» с названий и дизайна оберток были сняты. Стали появляться новые вменяемые фантики: типа "Маска", "Чародейка» "Кара-Кум".

Мама, купи мне «Укус женщины»

Ну а сегодня у российских кондитеров другая маята: как выделиться со своей продукцией в безбрежном конфетном ассортименте, представленном на рынке. О качестве современных сладких изделий история умалчивает, но от креатива наших кондитерских фабрик в названиях конфет иногда оторопь берет: «Карта бита», «Сварщик Федор», «Колхозница Глаша», «Кочегар Петя», «Бананоман», "Треш/thrash", «Заводная теща», «Слеза мужчины» и прочее в том же духе.

Источник: https://yandex.ru/images/search
Источник: https://yandex.ru/images/search

На мой взгляд, переплюнули всех креативщики производителей: «АтАг» («Укус женщины») и "Свит Лайф"(«Ласковый мерзавец»). Вот, поди ж ты, объясни деткам, что обозначают предложенные им сладости с таким названием. Или эта «сладкая» история не для детей и не о детстве. А о чем-то совершенно другом..