Найти тему
soullaway soullaway

Группы, прославившиеся кавер-версиями чужих хитов.

Есть у Стивена Кинга повесть «Потаенное окно, потаенный сад». Речь в ней идет о писателе, который, когда только начинал себя пробовать в литературе, безуспешно пытался пристроить свои рассказы в различные журналы, и отчаявшись, он однажды пошел на подлог, отправив рассказ своего погибшего университетского друга. Он дал рассказу свое название, немного переделал текст и автором указал себя. Рассказ тут же был опубликован, получил массу восторженных отзывов, после чего возник интерес и к собственному творчеству писателя. Спустя время он сумел стать вполне успешным автором, но всю жизнь мучился угрызениями совести из-за того своего поступка. На почве чего у него началось серьезное психическое расстройство, вокруг драматичных последствий которого и строится сюжет книги. Пересказывать я его не буду, могу только, посоветовать, если вы вдруг повесть не читали, прочитать ее. Далее же в нашем материале речь пойдет не о литературе, а как обычно о музыке.

То, что сделал главный герой книги, в мире музыкального шоу-бизнеса называется кавер-версией. Разумеется, автора материала музыканты чаще всего указывают, но часто прибегают к этому приему, особенно начинающие группы, чтобы обратить на себя внимание публики. И в случае правильно подобранной песни и ее интересного переосмысления, или в свете актуальных музыкальных тенденций, или в рамках совершенно иного жанра, для молодых музыкантов порой это оказывается, уж извините за пафос, путевкой в жизнь. При условии наличия собственного интересного материала, разумеется.

Характерный и показательный пример этого – скандальный шок-рокер Мэрилин Мэнсон. Первой песней в его исполнении, выстрелившей и попавшей в ротацию музыкальных кналов, был кавер супер-хита дуэта Eurythmics - Sweet Dreams. Перепевка вышла и интересной с точки зрения музыкальной обработки и подачи, и забавной. Гримасничающий и кривляющийся в кадре Мэнсон со своим фирменным вокалом, то срывающимся в душераздирающий крик, то переходящим в истерический шепот, и все это под всем известный мотив, сыгранный в индастриэл-металическом саунде.

А знающие английский получат двойное удовольствие от кавера. После этого о Мэнсоне заговорили, и он не подвел: альбомы Antichrist Superstar 1996-го и Mechanical Animals 1998-го годов стали одними из самых успешных релизов 90-х.

Еще один удачный пример использования кавера – это финские готик-рокеры группа HIM, перепевшие песню Криса Айзека Wicked Game и снявшие на нее аж два клипа.

-2

Изначально блюзовую композицию они интересно переделали в утяжеленный готик-рок. И это была одна из первых песен группы, попавшая на MTV. Кавер выгодно дополнил творчество группы, одновременно внеся разнообразие в, признаемся честно, немного однотипный песенный материал группы, и в то же время, воспринимаясь в их исполнении весьма органично.

А вот земляки и коллеги по жанру HIM – группа To/Die/For, их уровня звездности так и не достигла, хотя вроде всё сделала строго по рецепту.

-3

Их кавер на шлягер певицы Сандры In the Heat of the Night довольно неплох, утяжеленный готик-рок хорошо лег на диско-ритмы, и клип попал в ротацию. Но вот собственный материал оказался не столь ярким и хитовым, как у HIM и тех же The Rasmus. Но тема с каверами парням из To/Die/For так понравилась, что каждый их последующий альбом украшен чужой песней: и за U2 они брались, и за Оззи Осборна, и за Паулу Абдул. Но взлететь не удалось. Что ж, бывает и так.

Но если у To/Die/For альбомы были все же вполне слушабельные, то вот группа Orgy – это одно сплошное недоразумение и курьез. И вроде песню для кавера выбрали яркую - Blue Monday группы New Order, как никак классика пост-панка. Однако ж в исполнении Orgy звучит вообще никак.

-4

Начнем с вопроса, а ради чего, собственно, делаются кавер-версии? Ну, помимо того, чтобы засветиться, наверное, для того, чтобы показать свое творческое «я», исполняя чужую песню. У Orgy я этого «я», пардон за тавтологию, не услышал. Ну, чуток осовременили саунд, и что? В общем, мимо.

Да и собственный материал у них скучноват. Достаточно сказать, что когда они как-то в 2013-м году, решили методом краудфандинга собрать денег на новый альбом, донатили им слабо, сумма собрана так и не была.

Как правильно делать каверы на хиты 80-х и иметь свое лицо, показала немецкая тяжелая альтернативная группа Guano Apes, исполнив песню Big In Japan синти-поп группы 80-х Alphaville.

-5

Тут и дух оригинала сохранен, и свое видение есть, и звучит органично на фоне собственного репертуара. Справедливости ради надо сказать, что группа к тому времени уже была популярной, а их хит Lords of the Boards звучал из каждого утюга. Но список хитов группы был удачно дополнен.

Вообще, состоявшиеся группы тоже каверами не брезгуют. И порой кавера выводят эти группы на новый уровень. Вот, скажем, Status Quo.

-6

Группа существует с 1962-го года и к 1986-му уже имела статус всемирно известных рок-звезд. Единственно, чего им не хватало – это своего Smoke on the Water или Hotel California. Не хватало до того момента, пока они не включили в свой альбом 1986-го года песню нидерландского поп-дуэта Bolland & Bolland In the Army Now. И мало того, что включили, так еще, и она дала название альбому! Чем это закончилось, все вы знаете: эту песню обессмертили Status Quo, а песня обессмертила их.

Меня всегда интересовало: а самим Status Quo не обидно, что самая известная исполняемая ими песня принадлежит не их перу? Впрочем, нам то без разницы, главное, что песня великолепна, причем именно в их исполнении. Версию братьев Болландов уже мало кто помнит.

Также мало кто помнит, как звучала песня American Woman в авторском исполнении группы The Guess Who. А вот в исполнении Ленни Кравица ее должны помнить многие, кто хоть изредка включал MTV в конце 90-х и начале 2000-х. Из шестидесятнической блюз-роковой песни Ленни сделал энергичный хард-рок образца конца 80-х и начала 90-х. Песня органично вписалась в его собственный материал.

-7

Также удачным дополнением, а вернее сказать, своеобразным прощанием с публикой, стала песня Дэвида Боуи The Man Who Sold the World, исполненная Nirvana на легендарном MTV Unplugged in New York. Курт и до этого прибегал к каверам, это и Love Buzz Shocking Blue, и песни малоизвестных широкой публике групп The Vaselines и Devo, чьи песни стали широким достоянием именно благодаря Курту. Но так вышло, что песня Боуи стала последним хитом Nirvana. Мне сложно судить, какая из версий этой песни популярнее, у почитателей Дэвида Боуи, безусловно, одно мнение, у тех, кто Дэвидом не интересуется, но любит Nirvana, другое. Я лишь могу сказать, что The Man Who Sold the World в исполнении Nirvana очень долго не уходила из теле и радиоэфиров.

-8

И коль уж мы вспомнили в таком контексте о Shocking Blue, для полноты картины нелишним будет сказать, что диско-обработка легендарной и неповторимой Venusв исполнении британского девичьего поп-трио Bananarama в 1986-м году взорвала хит-парады.

-9

С коммерческой точки зрения ход беспроигрышный. Venus сама по себе одна из величайших рок-н-ролльных песен, и уж испортить ее – это надо постараться. Впрочем, Bananarama обладали достаточным профессионализмом и чувством вкуса, чтобы исполнить эту песню достойно. Что они и сделали. Обернув шедевр в актуальную музыкальную обработку, они дали песне вторую жизнь. Кто-то может и поморщится, услышав Venus в такой обработке, но я отнюдь не ретроград и считаю попытку донести классику поп-музыки до современного слушателя зачетной.

А чтобы сделать эту часть материала совсем уж полной, скажу, что и сами Bananarama подверглись издевательству со стороны финских мелодик-дэт-металлистов Children of Bodom, перепевших их хит Cruel Summer.

Впрочем, это все были примеры единичного использования каверов. Однако есть группы, которые на кавер-версиях выстроили свою творческую концепцию. И в первую очередь, здесь стоит вспомнить бывшую югославскую, а ныне словенскую группу Laibach.

-10

Изначально группа играла материал крайне специфический, индастриэл с изрядной долей авангарда. Материал был, прямо скажем, на любителя, а число таких любителей невелико. И так бы они продолжали балансировать на грани элитарности и маргинальности, пока их не угораздило на альбоме Opus Dei 1987-го года, выпущенном кстати на всемирно известно британском лэйбле Mute Records, кавер-версию хита австрийской поп-группы Opus Live is Life, причем в двух версиях: на английском и немецком языках. То, что они сотворили из беззаботной и позитивной поп-песенки – это нечто, я не нахожу подходящих эпитетов, лучше сами это посмотрите и оцените.

Начиная с этого альбома, к Laibach пришел крупный успех, насколько вообще подобная музыка может быть успешной и популярной. А в записи кавер-версий группа более чем преуспела.

К прослушиванию рекомендуются альбомы NATO 1994-го года с набором классических хитов, известных каждому, в том числе и упоминавшийся уже у нас In the Army Now. Sympathy for the Devil 1990-го года – верх наглости по отношению к аудитории, так как включает в себя восемь кавер-версий одной (!!!) песни, естественно одноименного с названием альбома хита The Rolling Stones; и, наконец, альбом 2006-го года Volk, где объекту музыкальной переработки подверглись государственные гимны 13 различных стран (не считая гимн НСК, виртуальное государство, созданное словенскими прогрессивными деятелями искусства), в том числе есть и кавер-версия на произведение Александра Александрова и Сергея Михалкова. Несмотря на собственный любопытный материал, прославилась группа каверами.

Ну а в завершении позволю немного юмора. Следующую группу я рекомендую именно людям с чувством юмора и незашоренным музыкальным восприятием (впрочем, если Вы читаете этот канал, то, скорее всего Вы к таковым и относитесь). Это финская группа Eläkeläiset, занимающаяся перепевками известных рок- и поп-хитов в стиле финской народной музыки хумппа. Песни снабжены обновленными текстами на финском языке, что придает им еще больше шарма и колорита. Можете сами оценить, это как минимум весело.

-11

В заключении подытожу. Кавера были, есть и будут. И ничего зазорного в перепевках чужих песен нет, если есть собственный творческий подход. И когда какой-то старый хит звучит в современной обработке очередной новой группы, это означает всего лишь преемственность и дань уважения.

А на сегодня все, и спасибо вам за внимание.