Найти тему

Как работают лоукостеры

Перво-наперво: что такое лоукостер?

Низкобюджетная авиакомпания, также лоукостер (от англ. low-cost carrier, low-cost airline, также budget carrier) — авиакомпания, предлагающая низкую плату за проезд в обмен на отказ от большинства традиционных пассажирских услуг.

Впервые, такая модель авиакомпании была применена за океаном компанией Pacific Southwest Airlines в мае 1949 года.

Lockheed L-1011 TriStar
Lockheed L-1011 TriStar

Часто такие авиакомпании выигрывают в цене билета в разы, попробуем разобраться за счет чего?

Если в двух словах, то такие перевозчики берут каждую составляющую цены билета и пытаются сделать её как можно дешевле.

Начнем с самолетов. Лоукостеры часто заказывают новые самолеты одной фирмы большими партиями, получая при этом неплохую скидку. Например, европейская RYANAIR однажды разместила заказ сразу на 151 Boeing 737. Всего же в парке этой авиакомпании 470 самолетов это типа. Для сравнения парк Аэрофлота, самой большой авиакомпании в России, составляет 244 самолета. Так же самолеты одного типа проще и дешевле обслуживать. Плотная компановка кресел позволяет разместить больше пассажиров (о месте для ног думают не всегда). Новые самолеты более эффективны, на них распространяется гарантия, что опять же уменьшает издержки.

Красавец 737-800 RyanAir
Красавец 737-800 RyanAir

Средний возраст парка самолетов лоукостеров меньше, в сравнении с традиционными перевозчиками.

Одинаковый тип самолетов позволяет унифицировать персонал: бортпроводники, пилоты, инженерно-технический состав. В зависимости от компании бортпроводники кроме своих обязанностей выполняют уборку самолета, занимаются регистрацией пассажиров на рейс.

Вся еда в салоне самолета предоставляется за отдельную плату. Так же впрочем как и ряд других услуг: багаж, выбор места в салоне. За превышение нормы провоза багажа полагаются штрафные санкции.

Аэропорты. В основном такие компании летают в аэропорты с низкими сборами за обслуживание. Вы не увидите лоукост-перевозчиков в таких крупных аэропортах как лондонский Хитроу или парижский Шарль де Голь. Выполнение рейсов рано утром/поздно вечером с целью минимизировать задержки связанные с использованием воздушного пространства так же один из методов сокращения расходов.

Утилизация самолетов максимальна! Когда самолет стоит на земле, он не приносит деньги. Так Boeing наградил отечественную "Победу" за самый высокий среднесуточный налет. Этот показатель составил 13,8 часов в сутки. Больше нет ни у кого в мире.

Прямые рейсы. Лоукостеры избегают полетов с пересадками, так как это добавляет хлопот с багажом пассажиров, а в случаях задержек рейсов приводит к большим экономическим потерям.

Для нас, как для пассажиров, все это выливается в дешевые билеты и возможность путешествовать или слетать на выходные к родителям/друзьям. С другой стороны уменьшается уровень обслуживания, а соответственно и комфорта. В любом случае выбор остается за покупателем. Лично я безумно благодарен созданию такой модели авиакомпаний.