Пост подписчика Хакнем для рубрики #хакнем_посты (в этой рубрике размещаются посты наших подписчиков)
О троечниках. Часть первая
О двоечниках мы говорили (ссылка на статью), жарко обсуждали судьбу отличников (ссылка). Настало время поговорить о троечниках.
Чаще всего встречается два мнения:
1. Троечники часто достигают большего, чем отличники.
2. Троечники — люди второго, а то и третьего сорта, их место за прилавком магазинов и в дворниках. Им не достичь большего, они тянут отличников назад и не дают им развиваться. Надо убрать от них умных ребят, а троечники и прочая слабина пусть барахтаются в своём малоинтеллектуальном коллективе.
Конечно, я утрирую. Не все так категоричны. Хотя во втором случае категоричности много.
Итак, добиваются ли троечники большего, чем отличники? Троечники — это просто люди. Школьники. Дети. И могут быть любыми. Среди троечников есть те, кто чем-то серьёзно увлечён, а на другие предметы просто «забил». Там не только трояки могут быть, но и чистые «пары». Среди известных людей как раз такие троечники.
Не даётся математика — зато рисует прекрасно, или на всех праздниках — главный артист на сцене. Проблема с физикой — а в спортзале нет равных, чемпион. Пишет с ошибками – зато по математике лучший в классе. Бывает, что вообще все предметы — трояки, с редкими четвёрочками, а один-два предмета — блестяще. И куда их? К умным? К болоту? Профильные классы есть не везде, и часто при поступлении смотрят на все предметы. А куда артиста девать? Музыканта?
В любом случае, при желании эти дети добиваются порой больше, чем некоторые отличники. Я специально пишу — некоторые, потому что совсем пропащие отличники мне практически не встречались. Но, наверное, всё же есть. Спорить не буду.
А теперь об обычных троечниках. С небыстрым умом, со слабой мотивацией…
Давайте я всё же про свой класс расскажу. Мой первый класс с классным руководством. Моя первая любовь…
Я уже писала, что пришлось мне работать во всей параллели. И что в 8 классе детей распределили по профилям. Самые умные попали в математический класс. Оставшиеся умные попали в хим-био. По-настоящему химией там были увлечены пара-тройка учеников. Умные, но с ленцой, а также гуманитарии попали ко мне, в гуманитарный класс. Остальные — в класс «Г».
Формирование классов проходило летом, по заявлениям детей и родителей. Кто попал ко мне в класс, я узнала только в конце августа. И была удивлена некоторым фамилиям. Да, это были те самые троечники, которых принято называть «серыми». В общем, класс у меня был самый обычный по составу: несколько очень умных детей, десяток хорошистов, примерно столько же троечников, из них трое — почти двоечники, ну, и Шура, но это позже.
Толик
Был тихий и незаметный Толик. Не уверена, были ли у него другие отметки, кроме троек, разве что по физкультуре (5) и музыке (там 4 ставили, если просто тихо сидишь и другим не мешаешь). Но не мешает же! Что ж мне его из класса выгонять? Пусть сидит, учится. Мальчишка хороший, добродушный, вежливый, старательный, исполнительный.
На очередной нашей встрече через несколько лет после школы я узнала, что Толик окончил военное училище, сейчас готовится к защите кандидатской диссертации. На данный момент уже защитил.
Я не буду рассуждать на тему: «Да кому нужны диссертации? Там всё куплено!» Это не так уж важно. Толик не пропал, достиг гораздо большего, чем от него вообще можно было ожидать. Честно — сначала, узнав о диссертации, а просто ржала (простите мне грубое слово, но это было так). Потом подумала: а почему бы нет? И теперь Толиком горжусь.
Слава
Это единственный, кому я имя менять не буду. Просто не могу его другим именем назвать. Учился плохо. Практически по всем предметам. Но был у него дар общения. В школе он оказался только в восьмом классе, но уже через неделю его знала вся школа, и он знал всю школу. Улыбчивый, высокий, красивый, вежливый, доброжелательный, внимательный, даже ласковый. Разговаривая с девочками, всегда держал собеседницу за руку или приобнимал.
При этом — никаких романов! Просто по-дружески. Если надо было что-то организовать — Слава был первый.
Я не раз сокрушалась, как Слава поступать будет, но он только улыбался и уверял, что всё у него будет хорошо, я напрасно переживаю. Впрочем, я догадывалась, что папа Славу «поступит», но ведь учиться всё равно будет нужно…
Слава сейчас руководитель в одной серьёзной фирме в нашем городе. У него семья, двое детей, и всё отлично. У него работает в подчинении его же бывшая одноклассница-хорошистка, подружка. Как-то я спросила у неё:
— Расскажи, какой из Славы получился руководитель?
На что она ответила:
— Знаете, Карина Николаевна, он очень хороший руководитель. Знающий, понимающий, не самодур, в деле отлично разбирается. И очень строгий! Это он тут, с друзьями, в неформальной обстановке, такой душка и лапочка! А на работе — очень жёсткий, спрашивает по полной. Никаких поблажек мне и другим, по старой памяти. Но не диктатор.
До сих пор все наши встречи организует именно Слава. Он всегда знает, где кого найти, как у кого дела. И всегда радуется, что никто из нашего совсем не гениального класса не пропал, не сгинул в пучине 90-х. Что у всех всё хорошо.
Миша
Поступил в военное училище. Красив, здоров, неглуп, но ленив. Через некоторое время узнаю, что стал он в училище отличником. А тут и встретила его как-то на улице. Спрашиваю:
— Миш, как ты отличником-то стал? Как удалось?
— А знаете, — вздыхает, — просто домой очень хотелось, а отличникам отпуск раньше дают. Вот и стал отличником!
Как вам мотивация? Но сработало же! И всё нормально у Мишки сложилось, училище окончил, послужил, вернулся в родной город, встретил бывшую одноклассницу, на которую в школе и не глядел даже, а тут любовь. Поженились, сыну лет 16 сейчас, если не больше.
А вот одну фамилию в списке своего класса я не обнаружила. А хотелось бы. Не потому, что мальчишка был ярко выраженным гуманитарием, он им не был. Просто был этот мальчишка мне симпатичен. Неглуп, твёрдый хорошист, всегда чётко знал, что хорошо и что плохо, что опасно, что можно, что нельзя. Учился без энтузиазма, но без пробелов.
Юрка
И вот обнаружила я Юрку в списке класса «Г». Подхожу к нему:
— Юр, что ты тут делаешь? Может, перейдёшь ко мне?
— Нет, мне не нужна углублённая литература.
— Юр, думаешь, у меня в классе она всем нужна? Славке нужна? Мише? Тут тебе делать нечего.
— Нет, — отвечает. Я ещё не определился, что мне нужно, поэтому буду тут.
Про «Г» класс я уже рассказывала. И это именно такой класс, который получается, когда из обычного класса всех умных забирают. Сидели троечники и двоечники в своих классах тихо, никому не мешали. В походах проявляли себя с лучшей стороны: и сильнее часто были, и костры разжигали с одной спички, и палатки ловко ставили. На спортивных соревнованиях отличников часто в лёгкую обгоняли.
В разных проказах заводилами были, но сильно не высовывались: умные, просчитывающие результат, их фантазию обуздывали, проказы были милыми и забавными: котёнка на урок принесут, на 1 апреля к ручке учителя ниточку привяжут, прочие пустяки. И ведь не все там дураки оказались. Были и очень умные ребята. Но лень домашку делать, на дополнительные ходить. А на уроке слышат, как отличники отвечают, что-то запоминают, в чём-то разбираться начинают.
А тут их, как дураков, в отдельный класс посадили, изолировали. Унизили. А униженные своего унижения простить не могут. Злость в них кипит, ненависть.
И начался в классе кошмар. На уроках мало кто слушает, домашку никто не делает, дисциплина на нуле, порядка нет. И управы на них нет, потому что им стало ВСЁ РАВНО! Они не слушают взрослых, которые их дураками посчитали. Потому что про себя они точно знают, что умные.
И вот в этом классе Юрка и оказался. И окончил 9 класс он серым троечником. Сломал его класс во главе с Колькой Голубевым. До сих пор жалею, что не послушался меня, не захотел ко мне переходить.
Так что классный коллектив — огромная сила. И нужны в нём всякие: и умные, и красивые, и спортивные, и не очень (это ко всем категориям относится).
Продолжение читайте по этой ссылке
Автор: #литвинова_карина 60 лет, из которых 37 лет проработала в школе, учитель русского языка и литературы, г. Калининград.