Найти тему
Проект А4

Какие книги помогут начать разговор о травле в классе?

Оглавление

Скажем сразу — универсального рецепта от буллинга в школе у нас нет. Мы убеждены только в одном — задача учителей не замалчивать это явление, а говорить о нем на классных часах, на родительских собраниях и своих уроках.

Недавно мы выпустили обзор книг о травле на портале «Педсовет». Сегодня делимся с вами вопросами для уроков.

«Вот что я думаю: я необычный только потому, что все вокруг считают меня необычным»
«Вот что я думаю: я необычный только потому, что все вокруг считают меня необычным»

«Чудо» Р. Дж. Паласио

  1. Что может чувствовать человек, на которого всегда смотрят?
  2. Какие причины того, что Августа обижают в школе? Есть ли они? Могут ли быть причины издевательств?
  3. Может ли человек исправить что-то в своей внешности?
  4. Приятно ли когда все вокруг играют в игру, в которой до тебя нельзя дотрагиваться?
  5. «Крысеныш», «Фрэди Крюгер», «урод», «монстр», : какие ощущения могут быть у человека, когда он слышит все эти прозвища?
  6. Есть ли кто-то из окружающих, кто понимает Августа?
  7. Нужно ли давать другу шанс, когда он предает тебя?
  8. Какую роль играют взрослые во всей этой истории?
  9. Почему повествование ведется от разных персонажей, что это дает нам понять?
  10. Какую роль играет поддержка семьи?
  11. А что чувствует его родная сестра, которая практически не получает родительского внимания? Есть ли у нее право стесняться Августа и ревновать его к родителям?
  12. Почему книга называется «Чудо»?
 «В страхе вот что важно. Ты не можешь его контролировать. Если ты испугался, то испугался, и этого никак не отменить»
«В страхе вот что важно. Ты не можешь его контролировать. Если ты испугался, то испугался, и этого никак не отменить»

«Глава Джулиана» Р.Дж. Паласио

В этой книге мы больше узнаем о мальчике, который является агрессором и зачинщиком травли Августа.

Здесь с учениками мы обсуждаем следующие вопросы:

  1. Джулиан говорит, что шутит всегда за спиной у того, над кем он смеется и никогда не говорит в лицо. Джулиан не считает это травлей.
  2. Спрашиваем у учеников, а как они считают?
  3. Джулиан травил Августа из-за своей злобы или страха?
  4. Когда Джулиану стало хорошо по-настоящему?
  5. Знакомимся с другой позицией взрослых. К сожалению, более распространенной: мой ребенок просто играет, дети сами разберутся, ничего страшного тут нет.
  6. Очень важно поговорить об исправлении ошибок и на основе этого сформулировать позитивные правила жизни в классе.
«Где, черт побери, можно ознакомиться с универсальными правилами выживания в этом мире?»
«Где, черт побери, можно ознакомиться с универсальными правилами выживания в этом мире?»

«Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения» Ф. Бакман

В книге «Чудо» Августа травили из-за проблем со здоровьем, а еще нередко травят детей, которые не похожи на остальных. Таким ребенком является Эльса из книги «Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения» Ф. Бакмана.

При чтении этого произведения с учениками мы обсуждаем:

1. Есть ли причины, по которым травят девочку? А вообще причины у такого явления могут быть?

2. Почему она ненавидит понедельники (в эти дни одноклассники травят ее особенно жестоко)?

3. Снова обращаем внимание учеников на отличие веселой игры в догонялки от преследования.

4. Ищем отличия шутки от издевательства.

5. Менять школу — это выход из ситуации? А какие выходы могут быть?

6. Обсуждаем, когда нужно обращаться к помощи взрослых.

7. Изучаем с детьми методичку «ТравлиNET», на ее основе составляем свои правила жизни в классе.

Автор: Оксана Сергеева