Скажем сразу — универсального рецепта от буллинга в школе у нас нет. Мы убеждены только в одном — задача учителей не замалчивать это явление, а говорить о нем на классных часах, на родительских собраниях и своих уроках.
Недавно мы выпустили обзор книг о травле на портале «Педсовет». Сегодня делимся с вами вопросами для уроков.
«Чудо» Р. Дж. Паласио
- Что может чувствовать человек, на которого всегда смотрят?
- Какие причины того, что Августа обижают в школе? Есть ли они? Могут ли быть причины издевательств?
- Может ли человек исправить что-то в своей внешности?
- Приятно ли когда все вокруг играют в игру, в которой до тебя нельзя дотрагиваться?
- «Крысеныш», «Фрэди Крюгер», «урод», «монстр», : какие ощущения могут быть у человека, когда он слышит все эти прозвища?
- Есть ли кто-то из окружающих, кто понимает Августа?
- Нужно ли давать другу шанс, когда он предает тебя?
- Какую роль играют взрослые во всей этой истории?
- Почему повествование ведется от разных персонажей, что это дает нам понять?
- Какую роль играет поддержка семьи?
- А что чувствует его родная сестра, которая практически не получает родительского внимания? Есть ли у нее право стесняться Августа и ревновать его к родителям?
- Почему книга называется «Чудо»?
«Глава Джулиана» Р.Дж. Паласио
В этой книге мы больше узнаем о мальчике, который является агрессором и зачинщиком травли Августа.
Здесь с учениками мы обсуждаем следующие вопросы:
- Джулиан говорит, что шутит всегда за спиной у того, над кем он смеется и никогда не говорит в лицо. Джулиан не считает это травлей.
- Спрашиваем у учеников, а как они считают?
- Джулиан травил Августа из-за своей злобы или страха?
- Когда Джулиану стало хорошо по-настоящему?
- Знакомимся с другой позицией взрослых. К сожалению, более распространенной: мой ребенок просто играет, дети сами разберутся, ничего страшного тут нет.
- Очень важно поговорить об исправлении ошибок и на основе этого сформулировать позитивные правила жизни в классе.
«Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения» Ф. Бакман
В книге «Чудо» Августа травили из-за проблем со здоровьем, а еще нередко травят детей, которые не похожи на остальных. Таким ребенком является Эльса из книги «Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения» Ф. Бакмана.
При чтении этого произведения с учениками мы обсуждаем:
1. Есть ли причины, по которым травят девочку? А вообще причины у такого явления могут быть?
2. Почему она ненавидит понедельники (в эти дни одноклассники травят ее особенно жестоко)?
3. Снова обращаем внимание учеников на отличие веселой игры в догонялки от преследования.
4. Ищем отличия шутки от издевательства.
5. Менять школу — это выход из ситуации? А какие выходы могут быть?
6. Обсуждаем, когда нужно обращаться к помощи взрослых.
7. Изучаем с детьми методичку «ТравлиNET», на ее основе составляем свои правила жизни в классе.
Автор: Оксана Сергеева