Воспитание – это важное социальное явление. Каждый здравомыслящий человек скажет, что педагог играет огромную роль в духовном и нравственном формировании личности учащегося.
Нельзя не согласиться с Ушинским Константином Дмитриевичем, прославившимся в первую очередь как российский основоположник педагогики, а потом и как писатель, который писал, что «искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже – лёгким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически».
Нельзя не согласиться с Ушинским Константином Дмитриевичем, прославившимся в первую очередь как российский основоположник педагогики, а потом и как писатель, который писал, что «искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже – лёгким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически».
С одной стороны, многие действительно считают, что воспитание – обыденное явление, не требующее труда, особых знаний и подготовки. Я считаю, что это ошибочная позиция, воспитание – это сложный и многогранный процесс.
Труд педагога – это ежедневная подготовка к проведению занятий, подбор интересного материала, увлеченность своим делом, дополнительные знания, умение донести их до детей. Большую роль играет грамотно построенная воспитательная работа. Чтобы познать детскую душу, нужно обладать, в том числе, и психологическими знаниями. Воспитатель постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Должен идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы. Воспитатель должен много знать и уметь. Перед ним стоит не простая задача – научить ребенка воспринимать и понимать все прекрасное в мире: природу, музыку, поэзию. Настоящий педагог должен знать ответ на любой вопрос, даже очень сложный; уметь увлечь детей мир в знаний и воспитать их достойными гражданами своей страны.
С другой стороны, помимо того, что воспитатель должен быть мастером своего дела, он должен любить и уважать каждого ребенка, каким бы он ни был. Дети разные, как разные и мы, взрослые, но задача воспитателя – найти ключик к душе каждого воспитанника. Доброта, жизнерадостность, справедливость – важные личностные качества педагога - дошкольника. Дети, порой сами того не подозревая, начинают подражать нам во всём. Соответственно воспитатель должен следить за своим поведением, эмоциями, речью каждое мгновение. Дети – это народ, который невозможно обмануть, они сразу чувствуют неискренность и притворство.
Профессия педагога самая гуманная, и это обязывает его уважать детей, проявлять к ним разумную требовательность и справедливость, ласку и чуткость, быть по-матерински добрым и строгим, великодушно относиться к их невинным шалостям. Он выполняет благородную миссию – реализует право на счастливое настоящее и прокладывает им путь в будущее.
Рассмотрев всё вышесказанное, можно ли сказать, что профессия воспитателя особенная? Конечно, ведь в нашей профессии есть любовь к детям и память о себе – ребёнке, осознание того, что детство всегда непредсказуемо, искренне готово к удивлению, открытию.
Возвращаясь к словам К. Д. Ушинского, назвать лёгкой и простой работу нельзя. Важно отметить, что искусство воспитания требует от педагога и знания, и навыки, и умения. Лишь заблуждающиеся люди могут делать выводы о том, что каждому дано искусство воспитания. На самом деле, быть настоящим педагогом – это не лёгкий, кропотливый, ежедневный труд. Но самое главное - любить детей, любить просто так, ни за что, ведь они все разные, забавные, удивительные, веселые, озорные, добрые, шаловливые; изобретатели, художники, фантазеры, экспериментаторы…