У меня такое впечатление, что мошенники, жаждущие списать деньги с чужой карты, особенно активизировались этой осенью.
О звонках "из банка", озабоченного тем, что по вашей карте совершаются подозрительные транзакции, знают все. Некоторые даже любят пообщаться с мошенниками, подурить им голову и потом делятся своими впечатлениями.
Я не могу с ними общаться. Понимаю, что меня пытаются развести, возмущение и отвращение просто переполняют, я просто отсоединяюсь.
А сейчас мошенники просто атаковали наш белорусский Куфар - интернет площадку для купли-продажи типа Авито.
Мы часто пользуемся Куфаром, чтобы продать детские вещи в хорошем состоянии, да и покупаем тоже. Вот недавно дочка купила внуку костюм снеговика к новогоднему утреннику.
Этой осенью обнаружилась тенденция: как только размещается объявление, моментально откликаются мошенники. Процесс стал массовым и теперь стартовая страница Куфара встречает всплывающим окном:
Схема обмана простая: подсунуть вам фишинговую страницу для оплаты.
Вот последний пример в нашем случае. После размещения объявления о продаже детской зимней курточки моментально в Вайбере откликнулась покупательница. Сначала задавала вопросы о длине рукавов, изношенности и пр., изображая заинтересованность.
Дальше сообщила, что она живет в Бресте, (мы в Витебске), и предложила переслать по почте с предоплатой.
В этот момент дочка обратила внимание на ее номер и обнаружила, что он украинский. Стало все понятно, дочь прервала общение и удалила чат.
Признаки, что вы нарвались на мошенника
- С вами стараются связаться через какой-либо мессенджер: Viber, Telegram, WhatsApp, потому что Куфар, как и российские торговые площадки, блокирует посторонние ссылки, а им нужно именно направить вас на поддельный сайт.
Вот пример сообщения, приведенный на Куфаре:
- Какой мессенджер будет использоваться? Мошенники ищут по вашему номеру телефона, где вы зарегистрированы, там и пишут.
Можно скрыть свой номер в объявлении, но это неудобно для реальных продавца и покупателя. Когда дочка покупала костюм снеговика, надо было действовать быстро: позвонила по телефону, договорилась, подъехала и купила. А через сообщения можно долго ждать ответа, а костюмчик уплывет.
- Мошенники атакуют не только за продавцов, но и за покупателей. Вот пример типичного сообщения, приведенного в пример Куфаром:
Предлагается перейти на поддельную страницу kufar.cc (отличие .сс вместо .by), там надо ввести данные карты - и все, деньги с вашей карты спишут.
Фишинговые страницы абсолютно похожи на настоящие, поэтому надо внимательно проверять адресную строку с точностью до буквы.
- В моем примере был украинский номер телефона, хотя покупатель говорил, что живет в Бресте. Но это не показатель, мошенники покупают виртуальные номера на специальных сайтах.
- В последнее время продвинутые мошенники вместо ссылок стали присылать QR-коды, которые ведут на поддельные сайты. Ни в коем случае не сканируйте никакие QR-коды, это явный признак обмана. Обычный покупатель или продавец их использовать не будет.
- Мошенники могут представляться службой поддержки торговой площадки и прислать сообщение, подобное приведенному:
И опять стандартный ход - дайте реквизиты вашей карты, и ваши денежки испарятся. Служба поддержки, естественно, такие сообщения не рассылает, тем более через мессенджеры.
Обобщить все можно одной фразой: никогда не переходите со ссылкам, присланным вам потенциальными продавцами, покупателями и пр. Если все же перешли - тщательно проверьте адрес сайта, у фишингового
Недавно читала интервью с мошенником из Казахстана, он говорит, что "Примерно 1 из 10 обработанных даёт данные своей карты." Я считаю, это очень много.
А вас пытались обмануть?
Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и не попадайтесь на удочку мошенникам!