Найти тему

Я РОДИЛСЯ В СУМЕРКАХ

Чтение Апостола на Литургии Любви
Чтение Апостола на Литургии Любви

Это были сумерки незнания, полумрак социалистического строя находящегося на излете...

Это была безнадежная атмосфера, никуда не ведущая дорога, никому не нужные знания, никак не связанные с реальной жизнью...

Моя мама воспитывала меня на заповедях коммуниста, списанных с 10 заповедей Евангелия. Даже в таком сокращённом, отредактированном и переизданном виде они сохраняли свою моральную силу.

В девяностых годах после перестройки стало немного светлее. Мы нашли много подтверждений тому, что есть иной мир за пределами физического и целая духовная вселенная внутри нас.

Тогда же стало бросаться в глаза, что главное и важное никуда не уходило, что многое, очень многое из прошлого дожило до настоящего, благодаря тому, что либо преобразовалось, но сохранилось, не утратив своего смысла, либо перестало восприниматься атеистическим сознанием, выпав за рамки понимания. И таким образом, без афиширования, этот смысл через несколько поколений благополучно достиг нас.

Возьмём, к примеру, наши имена. Их значения - это послание. Ксения - означает чужая, чуждая этому временному миру... Фёдор - Божий дар, как и Богдан - данный Богом... Илья - Господь мой Бог... Захар, Захария - память Божия... Иван, Иоанн - Божья благодать... Миша, Михаил - кто как Бог, т.е. подобный Богу... Настя или Анастасия - возвращение к жизни, воскресение.

Кстати, и соответствующий день недели - воскресенье - означает не выходной, а день между субботой и понедельником, день, когда воскрес Иисус Христос. День этот переименован, и вообще-то во всех языках зовётся неделей, т.е. обычных дел в этот день не делают, посвящая его Богу и душе.

Далее - архитектура... Автобусные остановки, танцплощадки и овощехранилища, устроенные в стенах бывших храмов даже со сбитыми куполами продолжали поражать воображение, звать к чему-то необыденному...

Однажды, ещё подростком, я был с отцом в Сергиевом Посаде, переименованном в те годы в Загорск. Слушая нелепый рассказ штатного экскурсовода о том, как монахи, пропьянствовав всю ночь напролёт, сбрасывали под утро с этих башен вниз использованных девушек, я всматривался в прекрасные линии изумительных по красоте зданий и понимал своим четырнадцатилетним умом, что врет не архитектура - врёт экскурсовод и вся эпоха вместе с ним. 

Это, конечно же, литература: "Снежная королева" с вырезанной цензурой молитвой Отче наш. "Алиса в стране чудес" с цитатами из Евангелия. От Нестора Летописца до булгаковского "Мастера и Маргариты" вся дозволенная русская литература оставалась Богопропитанной. Слово Бог, правда, печатали с маленькой буквы. Но это умаляло не Его, а тех, кто на этом настаивал.

Это наш повседневный язык. "Господи, пронеси!" - что пронеси? И только один из тысячи догадается, что это "пронеси чашу сию мимо Меня" - это реплика Христа. А "кто не работает, тот не ест" оказалось не поговоркой и даже не народной мудростью, а цитатой из послания апостола Павла. Даже наше повседневное "спасибо" - это кастрированное пожелание "спаси Бог!"

Присмотритесь к названиям городов атеистической эпохи: Архангельск - город ангелов и архангелов... Борисоглебск - русские святые Борис и Глеб, Златоуст, в честь святителя Иоанна Златоуста, Благовещенск - благая весть о спасении человеческого рода... 

Поражаешься, как ты жил внутри всего этого и не видел.

И чем дальше, тем больше открывается мне, что всё прекрасное в этом мире было создано верующими людьми. 

В детстве я зачитывался Павловым и Филатовым с отцовской книжной полки. Оказалось, что Павлов - это староста последней звучащей колоколами церкви в самом центре Петербурга, Филатов - православный верующий.

Также и X и Y и Z оказались православными, верующими людьми. А те кто ломал разрушал истреблял и уничтожал таковыми не были. И как бы они не тужились доказать свою нужность истории, истина в том, что они - зло.

Верующие композиторы, верующие художники, верующие книгоиздатели - именно они создавали культуру. И все они стояли на плечах монашества.

Пишет священник Филипп Рябых из Страсбурга:

«Мое рождественское открытие! Только вчера с большим удивлением узнал, что знаменитая мелодия Поля Мориа, использованная для заставки телепередачи "В мире животных", это переработка 10 части кантаты аргентинского композитора Ариэля Рамиреса "Наше Рождество" (Navidat Nuestra). Эта часть называется "Паломничество", в ней поется о путешествии Марии и Иосифа в Вифлеем".

Так, что все советские атеистические годы, слушая заставку знаменитой передачи, мы, сами того не зная, слушали музыку, посвященную Рождеству Христову!

Удивительно, как Господь заботится о нас и находит пути присутствовать среди нас, даже, когда мы публично отказываемся от Него, как было в безбожное время. Как продолжается и по сей день.

Поэт Виктор Мальцев сказал мне, что однажды один нувориш спросил Гумилева, не мог бы он в трёх словах объяснить свою теорию пассионарности. На что Гумилёв ответил: да, конечно, запросто объясню. Есть люди, и есть уроды. Люди создают этот мир, а уроды на нём паразитируют. И многозначительно посмотрел на вопрошающего. Тот промолчал...

Я родился в сумерках, но я хочу однажды, ещё при жизни, увидеть засиявший над этим миром свет, отблески которого упадут на каждого из нас.