В Архангельской области почти все трассы грунтовые, а мосты зачастую отсутствуют. Тут царство паромов, понтонов и грейдеров разной степени качества. Впечатления на этих дорогах получил незабываемые. Столько кочек и переправ я давно не видел.
Проехав вдоль берега Северной Двины и переправившись на пароме, двигался в глубинку Архангельской области на Пинежье. Темнеет рано осенью и практически всю трассу пришлось ехать в темноте. Плиты и разбитая грунтовка хорошо вымотала, едешь и думаешь: когда это закончится? Машину то и дело подкидывает на неровностях и переставляет. Для безопасности включил полный привод, так машина более устойчивая.
Края дикие, встретить на дороге можно и медведя. Но мне повезло на молодую лису. Бегала она вокруг машины и посматривала: вдруг, что вкусненькое привезли на большом красном автомобиле.
Очень поздно добрался до Пинежья и сразу удивился избушкам на курьих ножках. Это амбары. Пока пил чай, смотрю, что в небе стало зеленеть. Ага, снова северное сияние. Быстрее за штатив и давай снимать красоту. Как будто специально включили засветку от светодиодных фонарей в деревне. Куда ни глянь, а везде новомодные фонари стоят. Оказывается, современные технологии добрались и до глубинки! Сияние нормально не поснимаешь, нужно искать темноту.
Решил отправиться в поиске амбарного городка без подсветки. Проехал еще 15 км. Расположился, как вдруг вспомнил, что я забыл штатив. Вот это да, поснимал хорошо. Еду обратно. Дорожка была разбитая, ехал 20-30 км/ч. А вот и штатив стоит, никуда не делся. Да и кому он тут нужен ночью? После этого упал спать под звездным небом и слабым сиянием.
Следующим утром едем дальше в глубинку, очередная переправа через Пинегу по понтонному мосту. Без понтонов и паромов тут некуда. Весной и осенью район отрезан от большой земли, а добраться можно только на поезде. Во времена СССР было авиа сообщение, АН-2 летал не только в Архангельск, но и по деревням. А сейчас во многие деревни можно добраться только на лодке.
Раз никакой переправы не оказалось, так и сделал. Для этого вез в кузове пикапа надувную лодку с мотором. Без этого во многие места не попасть. Чтобы мотор не побился на кочках (в кузове подбрасывает), завернул его в поролон и обмотал тряпками. Отличное решение.
Если бы в старое время существовали пикапы, то крестьяне бы точно оценили машину. Пару сотен лет назад на Пинежье лошадь и лодка была основным транспортом. На смену им пришел автомобиль, и мне думается, что прямой наследник это автомобиль в кузове пикап.
Потому что исполняет несколько функций. Хоть животных перевезти, хоть груз. В хозяйстве нужная вещь. Привезти-отвезти сено, картошку, стройматериалы. Вместо лошади быстрее и удобнее. Это как рабочая лошадка 21 века.
Интересно, как в старину переправляли телеги и лошадей через реку? Ведь река не маленькая, под 500 метров шириной, а то и более. Строили плоты или баржу из лодок? Пока откидываем мысли и въезжаем на очередной паром. Тут паромов на каждом шагу. Я за весь год столько не ездил! Кстати проезд на пароме стоит от 200-700 рублей в зависимости от места и размера машины
А вот проезд по местным дорогам может обойтись вам очень дорого. Дороги грунтовые и часто с одними ямами. Подвеску машин ломают только так. Едешь и постоянно трясешься, а еще у нас кузов был легкий и заднюю ось постоянно подбрасывало. Так что еду совсем не спеша. Как тут местные жители ездят каждый день непонятно. Только на ремонт подвески разоришься.
Беру курс домой. Прощай царство грунтовок и отсутствия асфальта. Внедорожные возможности Isuzu D-Max в этот раз не пригодились, погода была отличная, грязь высохла. Пару раз включали полный привод для трудных участков и все.
Неделя – это мало для Русского Севера. Получилось так, что много времени проводил в дороге. 7 дней, 3800 км. В день в среднем проезжал 542 км. А места как? Места понравились, погрузились в прошлое, только как-то грустно стало.
В следующий раз расскажу про забытую местную деревню, куда невозможно добраться на машине, а я сплавал на лодке. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!
Также читайте как я собирал металлолом, чтобы отправиться в это путешествие. Еще по теме дорог есть статья: почему на севере не хотят строить мост, а пускают паромы. . Фото еще в Instagram @di_artphoto и skazkatravel в Telegram, а на канале Youtube видео из путешествий.