Людей, которые бы не любили полотна Густава Климта, не существует. Как и тех, кто хоть раз не видел его картин.
Изображения обнаженных женщин с черными и огненно рыжими упрямыми волосами. Натуралистичность их тел резко контрастирует с тем размытым сказочным миром, в который они погружены - там все окутано золотом и геометрическим фантазийным орнаментом.
Дамский художник
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что иногда мы лучше знаем биографию художников древности, чем тех, кто жил относительно недавно. Яркий пример тому Густав Климт. Он был скрытным человеком, капризным и молчаливым.
Несмотря на то, что его связывали с многочисленными заказчицами и натурщицами не только деловые отношения, Климт так и никогда не женился. И всю жизнь прожил вместе с мамой.
Ходят слухи, что у него было множество детей - от 14 до 40. Но официально признанными были только трое.
Первые работы Климта совсем не похожи на зрелые, привычные и любимые. Пока еще у художника не выработался свой стиль. Академическое образование оно такое.
Тем не менее, Климт считается основоположником модерна в живописи.
Густава Климта часто называют дамским художником. Мужчины, действительно, появляются на его полотнах редко. А вот женщины… И первой становится Эмилия Флёге, сестра жены брата Климта.
Эмилия Флёге
Эмилия была одной из первых муз Климат. Всю жизнь она оставалась его преданной подругой, несмотря на многочисленные романы со своими натурщицами.
Флёге познакомилась с Климтом, когда ее старшая сестра Хелена вышла замуж за младшего брата Климта Эрнста. На момент их встречи Эмилии было 17 лет, а художнику - 29.
Был ли у них когда-нибудь роман - загадка. Но нечто - гремучая смесь интимных отношений, любви, дружбы и флирта - как считают исследователи, длился между ними 8 лет. Точку поставила Эмилия.
После этого их отношения выходят на новый уровень, став дружескими, семейными. К слову, умирая, Климт звал именно Флёге - "Эмилия должна придти...". Ее венское общество считало вдовой художника. Ей досталась часть картин.
Климт вдохновил Флёге заняться дизайном одежды и тканей. Эмилия привнесла в венскую женскую моду свободные платья, шаровары и просторные рубахи.
Ее Климт нарисовал дважды - сразу после знакомства и через 10 лет, когда Флёге исполнилось 28 лет (эдакая состоявшаяся барышня).
Адель Блох-Бауэр
Адель Блох-Бауэр - одна из самых знаменитых натурщиц и по совместительству любовниц Климта.
Она была утончённой светской дамой, дочерью директора Венского банковского союза и женой богатого сахарозаводчика Фердинанда Блоха. Адель вышла замуж в 18 лет, в то время как ее супруг был почти в два раза старше.
Как вспоминает племянница Блоха, Адель была надменной и самодовольной дамой, она вечно жаловалась на головную боль, курила как паровоз, при этом была томной и нежной.
Адель получила хорошее образование, разбиралась в искусстве, придерживалась модных левых взглядов, была владелицей салона, где собирались деятели культуры, общественные деятели и политики. Сюда как-то раз заглянул и Густав Климт. Между ними завязался роман. К тому моменту Адели было около 25 лет.
Сначала художник сделал несколько ее набросков, а затем приступил к созданию знаменитого полотна «Юдифь I» (1901).
Есть легенда, что однажды Блох прознал о романе супруги и решил не разводиться, а поступить умнее. Он заказал Климту портрет жены, чтобы любовники за время совместной работы (позирования и рисования) пресытились друг другом. Собственно, так оно и произошло.
Их общение впоследствии длилось около 20 лет, за это время чета Блох-Бауэров приобрела ряд работ Климта. Среди них - «Яблони», «Березовый лес» и другие.
Мария Циммерман и Мария Учицки
В жизни Климта были две женщины, родившие ему детей. Художник признал сына Марии Учицки - Густава и двух сыновей Мария (Миззи или Мицци) Циммерман - Густава и Отто, умершего годовалым.
Обе женщины и их сыновья получали финансовую поддержку от художника. При этом к себе бывших возлюбленных Климт не подпускал. Он не афишировал свое отцовство.
Мицци Циммерман сошлась с Климтом, когда ей было всего 18 лет, Климта в тот момент исполнилось 35. Она славилась своей красотой. Будучи совсем юной девушкой, она позировала художнику обнаженной ("Голая правда"). В 20 лет она забеременела и родила Климту сначала одного сына, а затем второго.
Циммерман была предана Климта долгие годы, она вышла замуж только в 52 года и прожила долгую жизнь до
Соня Книпс
Соня Книпс (урожденная баронесса Пуатье де Эшейс) родилась в состоятельной семье. Отношения с Климтом у нее завязались еще до брака с промышленником Антоном Книпсом. Роман был ярким, стремительным. Но закончился весьма по прозаичным причинам - художник отказался жениться на возлюбленной. Правда, общение между ними все-таки продолжилось.
Книпс была женщиной выдающейся, незаурядной. Она знала толк в искусстве, была завсегдатаем модных салонов, приглашала расписывать свою виллу известных венских художников.
Альма Шиндлер
В 1897 году Климт встретил 18-летнюю падчерицу друга и художника Карла Молля Альму Шиндлер. Девушка слыла первой красавицей в Вене да еще умницей.
«Совсем молоденькой я познакомилась с ним на одной из этих тайных встреч. Он был самым талантливым из них, ему 35, он в расцвете сил, красив во всех смыслах и уже тогда очень популярен. Его красота и моя свежая юность, его гениальность, мои таланты, наша общая проникновенная музыкальность в жизни настроила нас на одну тональность. Я была непозволительно наивна в делах любовных, а он почувствовал это и искал меня повсюду», - вспоминала Шиндлер.
Молль, не зная об увлечении приятеля его падчерицей, пригласил как-то Климта и еще нескольких друзей поехать в Италию. На Апеннинах Альма сдалась под натиском ухаживаний Климта. Но об их романе узнали окружающие, в первую очередь Карл Молль. Отношения между любовниками оборвались быстро.
Судя по воспоминаниям самой Шиндлер, между любовниками был разговор о женитьбе, но Климт, сначала согласившийся, внезапно ответил отказом. Он заявил, что брак для него неприемлем.
Кстати, перед Моллем Климт долго извинялся, говорил, что осел, друг в результате простил любвеобильного художника.