Найти в Дзене
14,3K подписчиков

"Головоломка" эмоционального интеллекта

155 прочитали
instagram.com/lanaskino
instagram.com/lanaskino

Закономерность появления "Головоломки"

Мультфильм "Головоломка" от компании Pixar (в оригинале Inside Out, дословно "Изнутри наружу") вышел в 2015 году и привлек внимание своей темой и необычными главными героями - а именно эмоциями одиннадцатилетней девочки по имени Райли.

Закономерно, что такой анимационный фильм появился именно в калифорнийской студии Пиксар.

Во-первых, от этого мультика прямо-таки "пахнет" маркетингом.

От начала и до конца. Создатели взвесили аудиторию (поэтому главной героиней является девочка-подросток), соотнесли все сильные, слабые стороны продукта, соизмерили их с возможностями и угрозами, приняли риск и сделали мультик на нестандартную тематику. Да и антропоморфные разноцветные персонажи вкупе с дополнительными игрушкообразными героями (к примеру, работниками внутреннего мира Райли, её воображемым другом) так и просятся на полку магазинов игрушек, в пакеты стикеров, эмодзи и эмоциональных смайликов в социальных сетях и мессенджерах (что, кстати, и произошло со Скайпом).

Кроме того, "Головоломка" - мультфильм, ориентированный на семейную аудиторию, как более выгодную коммерчески. Это означает, что анимационный фильм должен развлекать детей, захватывать их внимание, но при этом "цеплять" взрослых родственников шутками в духе жгучего красавца в голове матери главной героини или погруженности в просмотр спортивной матча на смартфоне во время семейного ужина у отца. "Головоломка" - добротный маркетинговый продукт.

Во-вторых, психологическая канва мультфильма.

По данным Американской ассоциации психологов (American Association of phycologists. Подробнее: https://www.apa.org/), только в 2004 году почти половина домохозяйств США обращались за психологической помощью, и Ассоциация отмечала устойчивую тенденцию к росту. В 2014 году в США официально (по лицензии) работало более 100 000 психологов, причём более 11% в Калифорнии, где располагается Пиксар. Логично предположить, что в реальности создателей регулярное посещение психологов и попытки структурировать свой внутренний мир.

Основной посыл мультфильма можно свести к формуле: "Все эмоции важны и полезны" или "Нужно все время радоваться, но грустить тоже можно".

В-третьих, мода на эмоциональный интеллект.

В последние годы появляется все больше статей, книг на тему эмоционального интеллекта (ЭИ), в том числе и вполне императивного характера - что, мол, необходимо иметь развитый ЭИ, в том числе и соискателям на различные должности. Модный ЭИ на деле не имеет единого принятого определения, но важность работы с собственными эмоциями подчеркивается во множестве публикаций, достаточно вбить в поиск "эмоциональный интеллект", чтобы убедиться.

Кто такая Райли?

Источник: kinopoisk.ru
Источник: kinopoisk.ru

Кроме очевидного, что она девочка и ей 11, кто она как человек?

Пиксар создал внутреннюю конструкцию человека как биоробота, который ведом ограниченной палитрой эмоций: четырьмя негативными (гнев, брезгливость, страх и печаль) и одной позитивной (радостью), которая верховодит.

У неё есть тематические острова: хоккей, семья, озорство, дружба, честность. У неё есть память. И как заявляют создатели: без них Райли не Райли.

Мысли выступают поездом с коробками.

Воля ребенка не прописана вовсе.

Райли ведёт себя реактивно: она только реагирует на ситуации и эмоции других людей.

Реактивной и зависимой Пиксар сделали ее внутренне. Ведь есть пульт управления Райли, который в руках 5 сущностей никак не связанных с её волей и важными установками. Создатели показывают, что ценностные понятия, например, честность - это "островок", никак не воздействующий на действия Райли.

Кроме того, при взрослении создатели усложнили пульт только одним пунктом "Пубертат" (очевидно, намекая на вторую часть, если все получится с первой). Учитывая, что зрителю показали, что внутренний мир взрослых точно так же структурирован, нельзя ожидать, что там появится что-то ещё. Взрослые - такие же биороботы без личной воли. В титрах нам показывают, что точно такой же конструкцией обладают животные.

Действительно, есть эволюционные теории, объясняющие эмоции как рудимент, как "затухающее эхо" элементарных программ поведения, уводящих нас в дикое состояние, в полярную теорию "бей-беги".

Есть и много других теорий, разбирающих, что первично: эмоции или физиологические реакции.

Другими словами, мы дрожим и поэтому боимся или мы боимся и поэтому дрожим?

Другие исследователи предлагают, что это происходит одновременно.

В мультике эмоции явно верховодят и "запускают" внешние проявления с пульта управления Райли.
И именно эмоции Райли, как персонажи, обладают волей и проделывают внутреннюю работу, развиваются как личности. Радость, осознала, что Печаль тоже важна и подружилась с ней. Печаль поняла, что способна помогать. В итоге Радость и Печаль сумели работать сообща.
А что сумела Райли?

Выбор эмоций

Источник: kinopoisk.ru
Источник: kinopoisk.ru

Для начала любопытно разграничить понятия эмоций, чувств, настроения и аффекта.

Нам представлены эмоции:

  • "Мне радостно"
  • "Мне страшно"
  • "Мне противно"
  • "Мне грустно"
  • "Я злюсь"

Чувств Райли нам не показывают, хотя чувства привязаны к объектам и фундаментальны. К примеру:

  • "Мне радостно, когда я играю в хоккей"
  • "Я боюсь остаться одна"
  • "Мне противен запах мертвых мышей"
  • "Я грущу, когда идёт дождь"
  • "Меня злит моя бывшая одноклассница"

Мы не знаем, что к чему именно привязаны чувства Райли. Тематические островки, скорее связаны с радостью, поэтому они все рушатся, когда Радость пропадает из центра управления.

Настроение, как эмоциональный фон, показано, как преобладающе радостное до переезда и печальное - после.

Но самое интересное здесь аффект.

Аффект имеет взрывной характер, он кратковременный и яркий, сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов. К примеру, Райли поддаётся аффекту печали: у неё краснеет лицо, она начинает плакать, у неё дрожит голос. По большей части, эмоции Райли показаны как аффекты. Иначе их так прямолинейно не пропишешь и не изобразишь.

Сам набор эмоций тоже любопытен.

Источник: kinopoisk.ru
Источник: kinopoisk.ru

Радость. Фома Аквинский полагал, что радость (gaudium) является следствием любви, с чем я согласна.

А что такое любовь в таком контексте? Она подпадает под категорию "чувство".

Но кого любит Райли?

Мультфильм выстроен так, что она никого не любит, потому что она постоянно подвержена эмоциям, которые приводят к разрушению "островка Семьи", где предположительно может жить чувство любви к родителям, например. И восстанавливает этот островок Печаль и Радость, другими словами, обратным образом относительно утверждения Фомы Аквинского.

Не любовь, как глубинное чувство, является первопричиной радости, а наоборот - радость служит строительным материалом для любви. Другими словами, Райли - это человек, который любит другого, только если ей радостно с ним или с ней.

Малейший дискомфорт и всё - "островки" сокрушаются и падают в пропасть забвения, согласно мифологии мультфильма.

Разве её любовь к родителям не могла бы стать силой, позволяющей ей пережить дискомфорт переезда и сплотить их семейный остров?

То же самое у неё произошло с подругой. Когда Райли радостно прыгала с ней и играла в хоккей, она её любила: остров дружбы цвёл пышным цветом. Стоило подруге рассказать, как ей здорово играть в хоккей с другой девочкой после отъезда Райли, наша героиня сбрасывает остров дружбы.

Не могла ли она, опираясь на чувство дружбы, порадоваться за подругу, что той комфортно, поздравить её с успехами в спорте и продолжить общение на качественно более глубоком уровне?

Если бы Райли смогла силой своей воли опереться на чувство дружбы или любви, то во-первых, она бы вела себя проактивно, предвосхищая развитие ситуации и нивелирую стрессовые ситуации в самом зачатке, а во-вторых, она бы подчинила свои эмоции себе, по-настоящему осознавая их и их причины.

Мультфильм и не пытался поднять подобную линии. У "Головоломки" нет такой задачи.

Их единственный посыл: знай свои эмоции и, в частности, разреши себе грустить, потому что грусть - это нормально, ведь грусть показывает, что нужно изменить положение к лучшему, устранить причину дискомфорта.

И на этом месте интересно обратиться к теме эмоционального интеллекта.

Каков эмоциональный интеллект Райли?

Источник: kinopoisk.ru
Источник: kinopoisk.ru

У эмоционального интеллекта нет единого определения, но есть разные модели. Например, модель "Майер, Саловей и Карузо" выделяет 4 способности, составляющие эмоциональный интеллект. Основываясь на них, я и проанализирую Райли.

1. Способность распознавать свои эмоции и эмоции других людей.

Этому учит мультфильм, но только в части своих эмоций. Мол, найди и опознай в себе печаль, открой выход для неё - получишь всё. Как говорят в конце "Головоломки" после того, как она расплакалась перед родителями у Райли теперь новые подружки, классный хоккей, чудная семья.

Обращу внимание, что про эмоции других людей нет ни слова. Райли не собирается понимать чувства членов своей семьи, своих друзей.

2. Способность использовать эмоции для стимуляции мышления

Эту способность мультфильм игнорирует. Эмоции Райли не приводят её к творчеству: она не начинает писать стихи или рисовать, вести дневник или мастерить. Мы не слышим её личного внутреннего диалога, разве что только суррогат мышления в виде перепалок пяти Эмоций у пульта управления. И то их, скорее, лихорадит - они не предлагают связный поток мыслей.

3. Способность определять причины эмоции, причинно-следственные связи между мыслями и эмоциями и трактовать эмоции.

Здесь Пиксар проходит по касательной. В самом конце, Райли, расплакавшись, говорит о том, что причина её эмоций - переезд. Можно с натяжкой сказать, что она начинает этому навыку учиться.

4. Способность укрощать, активировать и направлять свои эмоции и эмоции других людей для своих целей.

В зоне этой способности царит тишина.

Райли - биоробот. Её эмоции управляют сами собой: радость не пускает печаль к пульту, а у Райли нет такого внутреннего персонажа, как Воля, чтобы приструнить гнев и выплеснуть его потом на игре в хоккей, чтобы кататься быстрее и бить сильнее и точнее.

Пиксар, решившись сконструировать внутренний мир человек, конечно, рисковали. Умолчим о том, что у религиозных людей может возникнуть вопрос: "А где у Райли душа?"
Сосредоточившись на визуализации внутреннего мира Райли, кажется, Пиксар, потерял саму Райли, делая её полем для работы эмоций, а не личностью, которая способна на развитие.
Можно было бы сказать, что дело в том, что Райли - только ребёнок и что она только учится работать со своими эмоциями. С этим утверждением легко было бы согласиться, если бы её родители, а также кошки и собаки обладали бы более развитой внутренней конструкцией.
Но они в мультфильме точно такие же биороботы.