Найти в Дзене
Великое Внеземелье

С.И.ПАВЛОВ: К вопросу об исторической роли мировой фантастики. Часть третья

Оглавление

Завершаю публикацию доклада «К вопросу об исторической роли мировой фантастики» известного фантаста Сергея Ивановича Павлова на московской конференции писателей-фантастов 15 октября 2009 года.

Сергей Иванович Павлов, 1984
Сергей Иванович Павлов, 1984

Продолжайте, Сергей Иванович.

Партия косменов

Сергей Королёв и Вернер Браун работали на износ в смертельно враждовавших лагерях. Оба были на грани физического уничтожения в условиях давления двух экзотических диктатур. После нашей победы, и тот и другой снова оказались в условиях затяжного соперничества. И что же в итоге? А то, что гении практической космонавтики Сергей Королёв и Вернер Браун, хотели они этого или нет, фактически образовали Мировую Партию Косменов – космических выходцев за пределы нашей планеты для освоения сначала Приземелья и Ближнего Внеземелья, затем – Дальнего Внеземелья и всей Солнечной Системы вообще.
Главным Идеологом этой мировой партии Королёв и Браун с самого начала своей научно-технической деятельности признавали Константина Эдуардовича Циолковского – первого в мире автора первых действительно НАУЧНО-фантастических произведений об освоении космического пространства. Он же и первый автор сугубо научных работ по практической космонавтике. Мало того, Циолковский оказался и первым в мире философом-космистом. В своих философских работах (главная из которых «Монизм Вселенной») Константин Эдуардович обосновал неизбежность космического будущего земного человечества. Он первый высказал простую и точную пророческую мысль, которая раньше никогда и никому не приходила в голову: «Земля – колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели!»
Многие об этом слышали, да немногие поняли – пропустили мимо ушей. А те, кто понял, не сразу поверил. Как сказано в Библии: «Жатва обильная, а жнецов нет». Но вот подросли мальчишки, которые читали Жюль Верна, Циолковского и Беляева. Вот из этих-то любителей научной фантастики и сформировались бригады самоотверженных жнецов для работы на космической ниве. Это великое счастье. Потому что теперь появилась надежда спасти самое дорогое достояние человечества – техногенную цивилизацию и тот этнический ресурс, который обеспечивает приток её научных и инженерных кадров и над которым в современном мире нависла угроза полного вымирания. Эту быстро исчезающую этническую группу давно уже следовало бы занести в «красную книгу» и даже раньше, чем розовых чаек и африканских синих лягушек.

Пассионарность

В конце прошлого века многие из нас буквально зачитывались книгами историка Льва Николаевича Гумилёва, сына двух гениальных русских поэтов – Николая Гумилёва и Анны Горенко-Ахматовой. Нас увлекала очень необычная теория Льва Гумилёва о возвышениях и падениях великих цивилизаций, великих империй прошлого. Возвышения он объяснял фазой нарастания так называемой пассионарности населения, а падения – фазой угасания пассионарности.
Что же имел в виду историк Лев Николаевич Гумилёв, употребляя странный термин «пассионарность», который в переводе с испанского означает понятие «страсть»? В сущности – то, о чём мы сейчас беседуем. О присутствии или отсутствии у населения генов изобретательства, вызывающих страсть к новым открытиям, к освоению новых пространств и упорядочиванию в них бытового, технического, социального обустройства. Когда это удаётся - происходит поразительный расцвет цивилизации или империи. Примеры: Древний Египет, Шумер, Древняя Персия, Древняя Греция, Древний Рим, – то есть череда самых развитых, самых могучих и самых прославленных цивилизаций планеты, созданных различными этническими группами европеоидов. Но поскольку такие центры цивилизации становятся весьма привлекательными для периферийных малоцивилизованных народностей и народов, в благополучных империях происходит постепенная достаточно мирная смена населения. У нового населения пасионарно-изобретательские гены либо уже ослаблены метисацией, либо отсутствуют полностью. И результат налицо: сегодня Египет, Ирак, Иран, Греция, Италия – заурядные страны, испытывающие большую нужду в научно-технических кадрах. Огородников и виноградарей там, как говорится, девать некуда, а техников, инженеров, учёных удручающе мало или практически нет.
И у нас, в южных областях России, дело к тому же идёт, – загляните хотя бы в недавно изданный в Ростове-на-Дону учебник «Демография» Всеволода Ивановича Бутова под редакцией профессора В. Г. Игнатова. И в США в связи со сменой населения всё больше дают о себе знать демографические, социальные и, как следствие, техногенные проблемы. В Западной, да и в Восточной Европе сегодня больше мечетей, чем университетов и колледжей. Совсем недавно в Евроновостях по TV-каналу Германии прозвучало: в Кёльне уже построено 50 мечетей. Если я правильно понял, в Кёльне сейчас решается вопрос о строительстве 51-й мечети – самой большой в Европе (по габаритам она должна превзойти пока самую большую мечеть в Европе, недавно построенную в российском городе Грозном). Что это? Уже видимые контуры всемирного халифата?.. А мы – западноевропейские и российские фантасты пишем о магах Средиземноморья, о хоббитах с куриными ногами, о вампирах!..

Техногенная цивилизация в опасности

Положение очень тревожное – техногенная цивилизация современного человечества в опасности. Её дальнейшее существование возможно только при условии сохранения сильно сократившейся в современном мире европеоидной части человечества. Уже сегодня мы дошли до черты, когда спасение европеоидной составляющей человечества прямо зависит от успехов в пилотируемой космонавтике, от совершенствования новых изобретений в сфере космических технологий. Если успеем в нынешнем столетии создать в Приземелье крупные обитаемые орбитальные комплексы и пригодные для жизни лунные полярные города, которые станут трамплином для колонизации Марса, – путь к спасению открыт.
Конечно, будет трудно сделать это за такой короткий, буквально сжатый до детонации срок. Но попытаться стоит. Другого выхода просто нет. Либо земное человечество за одно столетие переведёт себя с моноглобального уровня на полиглобальный, либо начнётся необратимая деградация, ведущая к угасанию техногенной цивилизации [4].

От моноглобального через полиглобальный к полиастральному уровню развития человечества

Очень хочется, чтобы человечество всё же нашло в себе силы выйти на полиглобальный уровень. Но для этого надо, как минимум, научиться открыто смотреть правде в глаза, чтобы без всякого самообмана, абсолютно честно взвешивать все «за» и «против». Экстремальные обстоятельства заставляют нас расстаться, наконец, с привычкой скрывать правду о положении фундаментальных вещей. С привычкой врать самим себе о самих себе и уютно чувствовать свою якобы непричастность к будущему своих же детей и внуков – всех многочисленных своих потомков.
Вспомните, что писал об этом первый российский научный фантаст и по совместительству князь государев Одоевский Владимир Фёдорович:
«Ложь в искусстве, ложь в науке и ложь в жизни были всегда моими врагами и моими мучителями: всюду я преследовал их и всюду они преследовали меня».
Спасибо. Всё, что хотел, я сказал. Благодарю вас всех за внимание.

Сергей Павлов

Доклад "К вопросу об исторической роли мировой фантастики" на московской конференции писателей-фантастов. 15 октября 2009 года.

Примечания

[4] Именно об этом («Либо земное человечество за одно столетие переведёт себя с моноглобального уровня на полиглобальный, либо начнётся необратимая деградация, ведущая к угасанию техногенной цивилизации») роман Сергея Павлова «Волшебный локон Ампары», которого не поняли и не приняли многие почитатели его «Лунной радуги».

Если вдруг пропустили

Дочитали? Большое вам спасибо! Буду рад "лайку" и комментарию. А о том, чтобы вы подписались на мой канал "Великое Внеземелье" - просто мечтаю! Возможно, вы подключитесь к групповому чату канала? Или присоединитесь к нашей группе на ФБ? Синхронной безекции! Ваш ISNik

А в начале было Слово

Про очень неплохие комиксы!