Сегодня много будет написано о Владимире Ильиче Ленине. А мне бы хотелось вспомнить о человеке, без которого никакого Ленина бы и не было.
Федор Керенский
Я говорю о Федоре Михайловиче Керенском. В советской историографии о нем говорится относительно мало – по понятным причинам. Между тем, человек был, по всем признакам, незаурядный. И с титановыми яйцами. В 1887 году он, будучи директором гимназии, добился выдачи золотой медали Володе Ульянову. Брату, на минуточку, несостоявшегося цареубийцы, только что повешенного в Шлиссельбургской крепости. Также Керенский написал сыну своего бывшего (и уже покойного) начальника положительную характеристику, без которой Владимира Ильича не приняли бы в Казанский университет. Не рискну утверждать, что это уничтожило бы карьеру революционера, но существенно бы ее осложнило.
Еще Федор Михайлович родил сына Александра. Именно он, став председателем временного правительства, своими действиями и ошибками проложил путь к власти большевикам. В истории нет сослагательных наклонений, но если бы у власти в октябре 1917 года был более прагматичный и менее склонный к эмоциональным всплескам человек, все сложилось бы иначе.
Вообще, просто невозможно понять – как в маленьком сонном городке Симбирске с коротким промежутком (10 лет – пустяк) родилось два человека, возглавивших страну в самое трудное для нее время. Причем Александр Керенский родился в здании гимназии, где как раз в то время учился Владимир Ульянов. С учетом того, что родители дружили, дети сто пудов виделись много раз.
Федор Михайлович Керенский умер в 1910 году, ничего не узнав о том, кем станут его сын и сын действительного статского советника Ильи Николаевича Ульянова. Вряд ли на его могилу коммунисты сегодня принесли бы цветы. Это несправедливо. Ведь без него им бы пришлось носить их не в мавзолей в центре Москвы, а, к примеру, на скромное сельское кладбище села Кокушкино в почти 40 километрах от Казани.