Грехопадение
Святитель Феофан Затворник открывает причину, почему мы не можем распознать благодати. Вступив в общение с дьяволом, Ева, а потом Адам, своим человеческим духом вступили в общение с ним. Но до этого были едины с Богом. В результате оставили Его, склонились в беседу с дьяволом, что и стало причиной глубокого повреждения и падения человека. Падение или оставление Бога произошло через перемену духа. Дух – это природа человека, в которой есть еще два состава - тело и душа. Но кроме природы человек прежде всего еще и личность. В личности он един с Богом и един со своей природой. Точно так же как вне природы нет личности, так и вне Бога ее тоже нет. С потерей Бога личность гаснет. То есть когда человек повернулся к нечистому, он угас, утратил себя, и с того времени остался в этом состоянии. А теперь из индивида в личность как?
Трагедия грехопадения заключается именно в том, что угасшее существо, которое образовалось после отпадения от Бога, оказалось неспособным самостоятельно вернуться в исходное состояние. Владимир Лосский назвал его индивидом. Личность превратилась в индивид и навсегда осталась таковою. Теперь вернуться индивиду в личность самому невозможно. Несмотря на то, сколько бы адамов ни рождалось после первого Адама, и какими бы они гениальными и талантливыми не были по своим дарованиям. Но когда человек сделался индивидом, в природе человека начались катастрофы. Дух схватился узами того, с кем беседовал человек. В душе все наполнилось страстями от того, куда склонилась душа - от тела. И страсти пошли разветвляться в душе. А тело, влача за собою душу, ринулось жить не внутрь Богу, а наружу: в окружающий мир, в предметы, события, обстоятельства, и из них извлекать жизнь. Вот таким стал индивид.
Как теперь повернуть вспять из индивида в личность, как? Извлечь его из этого индивидного состояния в начального человека, сотворенного Богом, никто не мог, кроме Самого Бога. Прежде всего человек сам для себя как личность стал непознаваем.
Ради чего крестные страдания Христа?
Тогда ради человека Господь пришел на землю и крестными страданиями совершил его искупление из греха, тем открывая возможность его возрождения как личности. Но на пути к возрождению лег страшный и неподъемный даже для Бога камень – свободная воля человека, которую Бог по Своей все-совершенной любви даровал ему. Он даровал человеку право самому свободно поступать либо в сторону своей поврежденной природы, либо в сторону Бога. Когда человек пытается самого себя в себе искать, то будучи индивидом, кроме индивида ничего другого и не находит. Также, как глухой человек, сколько бы ни искал звуков, кроме тишины ничего не найдет. Такой стала личность человеческая.
"Глухой" индивид
Увы, это свойство индивида жить внутри себя и только собой усиливалось в человеке на протяжении многих тысячелетий. И мы теперь родились в конце этого развития индивидности. Но в чем она проявляется? В неслышании истины. И в глухоте на всякую правду. Человек чувствует все вокруг и в себе живет только одной глухотой. Из нее он говорит: «Я все знаю. Умен, начитан, даровит». Одно только не знает. Что глухой. Не подозревает даже. Конечно, ему пытаются объяснить со стороны. Но внутри для того, чтобы услышать, что говорят со стороны, человек должен найтись хотя бы в какой-то способности слуха. Без этого невозможно проникнуть в говоримое извне или вслух читаемое. «Кто имеет уши слышать, да слышит» (Мф.11,14). И «Блаженны уши ваши, что слышат» (Мф.13,16).
Но если у человека глухота, слух не пробудился. Если человек, думая что «есть у него уши, но не слышит» (Пс.113,14). Или: «не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших их» (Евр.4,2). Тогда чем помочь такому человеку? В то же время, когда сам индивидный человек что-то говорит, убежден в этом «что-то», хочет донести до всех, и не подозревает, что на деле хочет реализоваться через то, что говорит. Пребывая в индивидной глухоте к другому, он не собирается слушать другого: он же глухой, а значит явление звука, которое надо слушать, ему неизвестно. А если явления звука для него не существует, тогда и действия слушать у него тоже нет. Он и не слушает. Поразительно: при этом внутренне он все-таки слушает: само действие слушать, которое свойственно душе, оно у него есть. Кого же он тогда слушает и слышит? Себя самого.
Исцеление
Теперь спросим себя: что же принес нам Господь? Ответ - Господь принес нам исцеление. Идя по дорогам святой Палестины, Он исцелял от слепоты и от глухоты. Мало кто разумеет, что Господь на деле совершал чудеса внутренние. Вот кровоточивая исцелилась внешне. Но по причине внутреннего ее устроения. Все теснили Господа, но только прикоснулась она, и сила Божия явилась на ней. Никто не увидел этого, потому что теснили Господа. Господь, чтобы открыть об этом всем, говорит: «сила вышла из Меня». Здесь три момента. Во- первых, произошло исцеление невидимо для всех. Во-вторых, совершилось действием не настаивания и требования, а легким прикосновением. И третье: вошла сила, которая невидима и не слышима для всего нашего видимого и слышимого мира. То есть совершилось таинство.
Так Господь еще до креста являл Свое назначение, ради которого Он пришел на землю: для возвращения человека из индивида в личность, и для этого исцеляя таинством нашу поврежденную природу. Опытом церкви мы знаем, что там, где в легких прикосновениях человеческого смирения к Господу совершается в ответ прикосновение к нему выше-естественной веры, там силой Вышнего и происходит исцеление - очищение, восстановление и преображение человека. Очищение от греховного, восстановление в нравственном и освящение естества человека, которое и есть его преображение. Происходит оно очень тихо, так что окружающие этого не видят. Тогда человек забывает свое индивидное состояние. Было, и теперь нет. Личность есть. Ею человек теперь может жить. Охваченный новою жизнью как новый человек.
Но почему мы не исцеляемся?
Но, к сожалению, человек, привычно-индивидный, с легкостью возвращается к себе прежнему. Пять минут побыл новым и вернулся к старому. На службе побыл в новом 15 минут, а потом куда-то оно ушло, и опять ничего не слышит. Лишь память об этом живет еще дней 10. Почему, даже зная как, человек из индивида в личность не может перейти?
Почему же так закрывается все? Потому, что индивид в своей падшей природе хочет жить своим падшим, удержанный закрепителями характера – страхом животным и душевным упрямством и своенравием. В этом сила индивида: он не просто держится за падшее, он падшим жив. Например, когда человека заденешь, он обидится и сидит в этой обиде. Некоторым это обидчивое состояние так дорого, что они неделями сидят в нем, а есть упрямством упертые, что годами носят обиду. Одни остаются в обиде, а другие в раздражимости, и это носят годами. Индивидная сила удерживает человека в природе, поврежденной грехом. И это везде и всюду: в семье, в приходе, на уровне всей церкви.
Примирение людей между собой – это событие нравственного духовного преодоления индивидного бытия человека. Когда оно «растворено верою», оно становится явлением слуха и ведет к восстановлению из индивида в личность. Признак личности – любовь. К другому, не к себе. Признак слуха – вера. Та, что свыше, от Духа Святого. А Дух Святой, «наставляя на всякую истину» (Ин.16,13), сообщает человеку свою, Духа Святого способность слуха, ибо таково Его свойство - «не от Себя Он говорить будет, но будет говорить, что услышит» (Ин.16,13). Услышит от Бога Отца.
протоиерей Анатолий Гармаев